Полный текст статьи
Печать

В современном мире коммуникация есть главная составляющая взаимоотношений общества. Обмен информации значимая часть для участников общения. При общественном взаимодействии формируются межличностные отношения.

По трактовке Д. Гавра коммуникация от лат. communicatio — сообщение, передача; от лат. communico — делаю общим, взаимодействие, связь, общение между живыми существами [1].

При помощи коммуникационных процессов приходит осознание деятельностной среды, то есть во время совместной деятельности делать свои действия понятными для других.

Рассмотрим функции коммуникации:

- интерактивная – взаимодействие между участниками коммуникации, с использованием различных форм воздействия (убеждение, приказ, просьба, внушение);

- информативная – передача информации;

- перцептивная – функция доведения до восприятия;

- экспрессивная – эмоциональная функция языка.

            Профессиональная компетентность преподавателя рассматривается как целостное образование, сюда входит:

-теоретические знания педагога

-ценностные ориентации

-интегративные показатели (стиль, логика построения общения и др.)

             В структуре педагогической деятельности можно выделить профессиональные коммуникации в сфере образования:

  • Мотивационная коммуникация – стимулирование к профессиональной коммуникации. Включают внешние (требование обществом от преподавателя) и внутренние (саморазвитие, самореализация) мотивы.
  • Когнитивная коммуникация – умственная коммуникация, то есть знание видов, способов, средств коммуникации (стратегий построения общения, умение находить и интерпретировать информацию и др.)
  • Деятельностная коммуникация – умение  поиска, ориентации в коммуникации, умение выбирать вид коммуникации (вербальный  и невербальный), умение организации общения, анализ и прогоз, регуляция речи и др.
  • Рефлексивная коммуникация – анализ и осмысление своей профессиональной коммуникации. Рефлексивность есть формирование качеств как: самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка.

Профессиональная коммуникация открывает новые возможности для успешности и развития деятельности учителя. Студенты педагогических специальностей в силу своей профессии должны быть усиленно коммуникативно развиты, для осуществления данной цели можно использовать активные и интерактивные технологии, которые направлены на осмысление и коммуникацию.

Л.С. Подымова утверждает, что многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» образовано от слов «interact» (англ.), где «inter» – взаимный, «akt» – действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение  – это диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель – ученик» или «учитель – группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и др. [47, c. 6].

При использовании интерактивных технологий, происходит индивидуальный вклад в работу, полная самоотдача, возможность проявить себя, свою точку зрения, самоанализ деятельности, личностная и общегрупповая рефлексия обучающихся. Происходит оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности, повышение познавательной активности обучающихся, а также развитие навыков взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях, межличностное взаимодействие Обучающиеся взаимодействуют друг с другом, происходит совместное решение учебных задач, обмен информацией, анализ и оценка деятельности, взаимоподдержка. Следовательно, обучающиеся в ходе интерактивного обучения ведут сотрудничество друг с другом, что ведет к коллективистским отношениям. Происходит становление обучающегося как субъекта учебной и профессиональной деятельности, принятие норм и правил совместной деятельности.

            Эффективность нашей работы была практически доказана, экспериментатором выступила группа ПиППО-13. Были взяты дисциплины «Сравнительная педагогика» (с коммуникативными технологиями), и «Работа с одаренными детьми» (по традиционной системе обучения).