Полный текст статьи
Печать

Образование является одной из самых важных частей культурной системы общества. А прежде всего «начальное образование» - это самый первый этап общего образования детей, получая начальное образование, они приобретают свои первые знания. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребенка, подчеркивает важность начального образования для общества и страны.

Педагогическая наука о воспитании подрастающих поколений является важным вкладом в развитии общечеловеческих ценностей, накопленных на протяжении всей истории общественной жизни. Следовательно, без истории образования и педагогики нет и не может быть подлинной теорией педагогики, успешной разработки истории, изучающей развитие педагогической мысли и учебно-воспитательной практики.

Целью исследования было раскрыть историю развития начального образования в Якутии в дореволюционный период. Характеризовать первый этап дореволюционного периода, раскрыть ее особенности и основных представителей русского и нерусского народа в контексте общей истории развития народного образования в Республике Саха (Якутия).

Якутск, считался единственным культурным центром образования всего Якутского края. В середине ХVIII в., как известно из истории, в Якутии только начали открываться первые школы. Первой была духовная школа, которая открылась в 1801, далее второй воскресные школы и 3 февраля 1808 г. в Якутске было открыто первое уездное училище, дающее возможность получения начального образования. Якутское уездное училище, стало первым высшим начальным учебным заведением, это сыграло большую положительную роль в деле распространения грамотности и культуры среди населения Якутии. А вот историей развития начального образования и начальной школы в Якутии в дореволюционный период следует считать 3 основных периода: 1 этап-1734-1870 гг., 2 этап- 1870-1905 гг., 3 этап- 1905-1917 гг.

Таким образом, 1-й период развития начального образования начинается с конца 18 века, т.е были сделаны первые шаги по серьезной организации школ, в области народного просвещения. Фактом дальнейшего развития сети школьного образования дореволюционной Якутии следует отметить ряд учебных-воспитательных учреждений. В 1801 году с миссионерской целью и задачей распространения русской грамоты была вновь открыта духовная школа при Якутском монастыре. В 1808 году было открыто 1-ое якутское гражданское уездное училище, которое в 1869 году было преобразовано в классическую прогимназию, а потом а 1890 году в реальное училище. В 1823 году было открыто духовное уездное училище, а в 1826 году были открыты якутская казачья школа, якутское гражданское приходское училище, Колымская и Вилюйская казачьи школы и др. [3,20]

В дореволюционной Якутии существовали «инородческие» школы двух ведомств: Ведомства православного исповедания и Министерства народного просвещения. Во введении ВПИ находились церковно-приходские школы и школы грамоты, а во введении МНП-министерские школы. [3,24]

В развитии начального образования в дореволюционной Якутии внесли большой вклад политические ссыльные. Они стали политическими воспитателями, учителями, советчиками и защитниками малочисленных народов Севера. Ссыльными учителями были: декабрист М.И. Муравьев-Апостол – в Вилюйске, каракозовец И.А. Худяков – в Верхоянске, народники В.Г. Короленко, Н.А. Надеев – в Амге, И.Т. Цыценко – в Чурапче, П.А. Грабовский, В.М. Ионов – в Якутске, Татте, П.П. Поляков – в Колымске, большевики Е.М. Ярославский, Н.М. Мещеряков и другие. [3,24]

Педагогические идеи выдающихся представителей русского и нерусских народов проводились политическими ссыльными и проникли в якутскую школу. Введение новых учебных сеток, программ, учебников, изучение произведений русских писателей и новинок литературы осуществлялись благодаря стараниям передовых представителей общественной и педагогической мысли. [3,7]

Однако, следует признать, что распространение школьного образования политическими ссыльными объективно сыграло свою положительную роль, так как оно способствовало дальнейшему культурному росту образования у якутского народа. [3,24]

История народного образования и школы составляет неотъемлемую часть культуры народа, являясь его бесценным наследием для развития будущих поколений. В частности, изучение опыта дореволюционной школы призвано значительно обогатить теорию и практику обучения и воспитания подрастающего поколения в сравнительно-историческом плане.