Полный текст статьи
Печать

В организации обучения в вузе, саморегуляция выступает основным условием ее эффективности. Концентрация мотивации, ее воздействие на поведение, процессы самоконтроля – основные критерии, на которых  строятся волевые  акты. Роль самоконтроля в волевом акте заключается в том, что он способствует концентрации побуждений (усиливает их), поддерживает действие, формирует способность быстро защитить свое психологическое состояние.

Исследования в области обучения показали, что учащимся необходим контроль за овладением знаниями. Однако этот процесс не связан ни с возможностями обучающихся, ни с мотивами и целями, занимающими их умы, ни со способами, при помощи которых учащиеся овладевают академическими знаниями. В условиях обучения бакалавриата, где бально-рейтинговая система выступает основной формой контроля и самоконтроля, саморегуляция напрямую влияет на процесс обучения студентов.

 Волевая сознательная саморегуляция своей деятельностью обеспечивает преодоление трудностей при достижении жизненных целей. Благодаря саморегуляции,  индивид ставит перед собой более перспективные цели и более трудные задачи, требующие значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. В процессе познавания волевой саморегуляции у личности достигаются существенные результаты в саморазвитии.

            Для изучения данного процесса – влияния волевой саморегуляции на учебную деятельность, в своем исследовании, мы обратились к методике «Наблюдение для оценки волевых качеств», разработанной А.И. Высоцким. Данная методика основывается на наблюдении за настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, организованностью и дисциплинированностью студентов, которые проявляются в их деятельности. Далее, полученные результаты были сравнены с итогами БРС и ее контрольными замерами. Содержание методики и полученные результаты приведены в следующем абзаце нашей статьи.

Итак, признаки волевых качеств студентов и их влияние на студентов:

Признаки дисциплинированности: сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка; добровольное выполнение правил, установленных коллективом; недопущение проступков; соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности: выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны; умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность; умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)

Признаки выдержки: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях; умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности: соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности; планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности: проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации; участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других; активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов; стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

            По результатам данного наблюдения были выявлены следующие уровни: высокий - 28% (4 студента), средний – 57% (8 студентов), низкий – 15% (2 студента), всего в наблюдении участвовало 14 студентов-первокурсников. При проведении анализа их учебной деятельности в условиях БРС, результаты полученных баллов соответствовали перечисленным уровням сформированной волевой саморегуляции.