Среди разнообразных средств развития творческой активности школьников особое место могут занять внеклассные занятия по плетению из конского волоса. Плетение из конского волоса формирует творческие способности учащихся разного возраста. Какими бы задатками ни обладал бы ребенок от природы, его творческие способности мы должны развивать в процессе творческого труда. Только в процессе занятия учащийся напрягает внимание, преодолевает трудности, запоминает последовательность тех или иных операций.
В средних общеобразовательных школах Якутии уместно занятие под названием «Плетение конских волос», так как якуты разводят везде много лошадей. Лошадь является продуктивным типом сельскохозяйственных животных. От них получают конину, молоко и шкуры высокого качества. Как раз и от шкуры получают волосы, которых используют для быта.
Все темы, приведенные в таблице, подразумевают теоретические и практические занятия учащихся в кружке «Үрүҥ ситии».
Таблица 1
Учебно-тематический план третьего года обучения
1 |
Введение |
всего |
теория |
практика |
2 |
Кнут |
24 |
5 |
19 |
2.1 |
Рукоятка |
4 |
1 |
3 |
2.2 |
подготовка пучков к «хатыы» (сучение) |
10 |
1 |
9 |
2.3 |
плетение |
8 |
1 |
7 |
2.4 |
Драпировка изделия |
2 |
- |
2 |
3 |
«Сөрүө» 50*60 см |
39 |
2 |
27 |
3.1 |
подготовка пучков к «хатыы» (сучение) |
8 |
- |
8 |
3.2 |
Хатыы (сучение) |
15 |
- |
15 |
3.3 |
технология изготовления «сөрүө» |
15 |
1 |
14 |
4 |
Шляпа |
38 |
1 |
37 |
4.1 |
подготовка пучков к плетению |
6 |
- |
6 |
4.2 |
плетение веревки длиной 10 метров |
24 |
- |
24 |
4.3 |
шитье шляпы на специальной форме |
8 |
1 |
7 |
6 |
Бейсболка |
22 |
- |
22 |
6.1 |
подготовка пучков к плетению |
5 |
- |
5 |
6.2 |
Плетение |
8 |
- |
8 |
6.3 |
шитье |
6 |
- |
6 |
6.4 |
Шитье козырька бейсболки по шаблону |
5 |
1 |
4 |
7 |
Тюбетейка |
20 |
- |
20 |
7.1 |
подготовка пучков к плетению |
5 |
- |
5 |
7.2 |
Плетение |
10 |
- |
10 |
7.3 |
шитье |
5 |
- |
5 |
|
всего |
144 |
9 |
135 |
Эффективность кружковой работы заключается в умении руководителей кружков, поддерживать интерес младшего школьника к собственным достижениям и успехам.
Тема 2. «Таҥалай ойуу»
Теория. «Таҥалай ойуу» плетется 4 узлами. Применяется как украшение для различных видов изделий, как правило, используются черный и белый цвета конского волоса. Переплетается, прикладывая с двух сторон, друг на друга, сочетая цветовую гамму.
Практическая работа. Плетение из двух цветов для получения узора «Таҥалай ойуу».
Материалы, инструменты и приспособления: булавка, приспособление для крепления плетеной веревки, прищепка.
Теория. Плетение «Таҥалай ойуу» 8 узлами («8 үөстэн өрүү») в основном используется для изготовления ручки берестяных посуд, повязки на голове и т.д.
Практическая работа. Плетение одновременно 8 узлами, используя 4 черных и 4 белых цвета.
Материалы, инструменты и приспособления: булавка, приспособление для крепления плетеной веревки, прищепка.
При работе с конским волосом дети осваивают простейшие виды плетения. Затем дети используют полученные навыки для изготовления различных видов головных уборов. Знакомство с конским волосом и шитье разных изделий усложняется с каждым годом обучения. В первом году обучения дети изготовляют простейшие сувенирные поделки. Во втором году плетение постепенно усложняется, добавляется изготовление веревок «хатыы». В третьем году обучения дети должны уметь самостоятельно изготовлять шляпы, сумки, опахало, сувениры и маленькие коврики.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Проведенная экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста позволила нам сделать следующие выводы:
- Работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста была направлена на приобретение новых навыков, ознакомление детей с технологиями плетения и изготовления изделий, с новыми инструментами и приспособлениями;
- Кружок «Үрүҥ ситии» как декоративно-прикладное творчество расширяет технологические знания и умения учащихся, удовлетворяет их эстетические интересы и потребности, развивает художественные способности;
- Внеклассные занятия проходят в непринужденной форме и в комфортной среде, поэтому достигается высокая степень интереса школьников к содержанию занятий;
- Достигается активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне.
Таким образом, у учащихся которые занимались в кружке появляются очень нужные в жизни характеристики творческой личности как: фантазия, усидчивость, мелкая моторика, аккуратность, любовь к окружающему миру, воображение, любовь к животным, дизайнерский взгляд, интерес к швейному искусству, интерес к различным природным материалам, мышление.