Приоритетной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого учащегося. Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом, ставящим задачу перед педагогическим коллективом, организовать развивающую среду для обучающихся. Заинтересованность школы во внеурочной деятельности проявляется, прежде всего, в новых взглядах на образовательные результаты. Значимость внеурочной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей учащегося при том, что он сам выбирает ее.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело - внеурочная деятельность, в котором педагог не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности.[1].
В настоящее время, внеучебные занятия, секции и разные кружки стали очень популярны. Родители тратят много времени, усилий, денег на то, чтобы их ребенок развивал свои способности, таланты. Но выбор дополнительного образования имеет свои сложные вопросы: В какой кружок отдать ребенка? Не будет ли слишком большая нагрузка? С какого возраста лучше отдать ребенка в кружок?
Чтобы узнать какие проблемы встречают родители младших школьников, перед выбором внеучебных занятий для своего ребенка, мы провели опрос. В анкетировании принимали участие родители Намской средней общеобразовательной школы №2. В таблице 1 приведены вопросы анкетирования.
Таблица 1
Анкетирование
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Как Вы думаете во сколько лет можно отдать ребенка в кружок? |
|
2 |
Ходит ли Ваш ребенок в кружки, секции, внеучебные занятия. |
|
3 |
Если да, то в какие? |
|
4 |
Если нет, то назовите причину. |
|
По мнению родителей, ребенка нужно отдавать в секции и кружки с 6-7 лет. Некоторые родители думают, что чем раньше, тем лучше.
На вопрос со скольки лет можно ребенку посещать секции и кружки, известные психологи и ученые отмечают самим ранним возрастом, когда ребенок готов- это 4 года. Но следует учитывать его здоровье, и физические и умственные способности. Отдельно можно отметить спортивные секции, такие как гимнастика, плавание, куда можно отдать ребенка с 2-3х лет.
По результатам опроса было выявлено, что младшие школьники посещают такие кружки как: спорт – 30 %, танцы – 17 %, пение и рисование – по 6 %, научно - исследовательские и образовательные занятия – 3 %, другое ( театральное, фотографии, журналистика, экскурсии и др.) – 2 %, а остальные 33% - не посещают ничего вообще. Это видно в таблице 2.
Таблица 2.
№ |
Внеурочные занятия |
% |
1 |
Танцевальный |
17 |
2 |
Спортивный |
30 |
3 |
Пение |
6 |
4 |
Рисование |
6 |
5 |
Научно-исследовательские занятия |
3 |
6 |
Образовательные занятия |
3 |
7 |
Другое |
2 |
8 |
Не посещают доп. Занятия |
33 |
Причин тому, что некоторые младшие школьники не посещают внеучебные занятия много. Например: нехватки времени у родителей, чтобы водить ребенка каждый день, денег, на некоторые платные секции. Но основной причиной они выделили то, что они не хотят лишать своего ребенка детства и нагружать его еще и помимо учебы.
К сожалению, этот миф культивируется многими врачами, психологами и учеными. Соматические проблемы часто списываются на большие учебные нагрузки. Родители считают, что ребенок и так много занимается, получает много заданий в школе, и он будет уставать и физически и морально. Но это не так.
У ребенка врожденная жажда познания и развития. Ему интересно учиться, узнавать новое, делать открытия, строить гипотезы и искать им подтверждение. Это и есть развитие. Это и есть детство. Не надо лишать своего ребенка детства – нужно помогать ему найти тех, с кем он сможет совершать открытия, учиться и узнавать новое с большей эффективностью и отдачей. [2].
При выборе кружка нужно учитывать и желание ребенка. Может он хочет танцевать, но стесняется об этом сказать. Может у него талант к лепке глиной ( которую часто не испоьзуют в школах), а родители этого не знают, да и сам ребенок тоже. Может ребенку лень куда-то ходить, делать уроки, но если он найдет то, что ему по душе, он будет стараться, у него то, на что он сможет вкладывать свою душу и одновременно отдыхать морально, психологически.
Кружок – это не будущая профессия. Не стоит, отдавая ребенка в секцию раз и навсегда, определяя ему готовую траекторию будущего. Напротив, пусть он попробует десяток кружков, самых разных. Тогда шанс выбрать собственную и действительно правильную траекторию, значительно возрастет. Родители не должны решать за ребенка. Они должны помогать ему, показать какие варианты есть. Как и учитель. Поэтому здесь так же важно взаимодействие учителя с родителями. [3].
Младший школьный возраст, это возраст когда ребенок максимально готов к новым знаниям, открытиям. Это время когда он может пробовать, ошибаться и пробовать снова.