Полный текст статьи
Печать

      Проблема формирования самоорганизации как качества личности заслуживает пристального внимания, особенно при переходе на балльно-рейтинговую систему. Нам представляется, что её внедрение позволяет более достоверно оценивать результаты обучения студентов, т.к. при формировании итогового значения рейтинга учитывается не только оценка, полученная студентом на экзамене, но и систематическая работа в процессе прохождения цикла обучения. Как показывает опыт, полученный в СВФУ, балльно-рейтинговая система значительно эффективнее повышает мотивацию студентов к систематической учебе и к самоорганизации, внося в процесс обучения элемент здоровой конкуренции.

Данной проблемой занимались такие ученые как Ушинский К.Д., Зимняя И.А., Л.Н. Куликова., Данилов Д.А и многие другие. По мнению К.Д. Ушинского, растущий человек создает и познает себя сам, и воспитывать в нем следует самостоятельность и активность в условиях свободного самовыражения, развивать его способность к самооценке, стимулировать врожденное стремление к совершенству [3].

Как считает И.А. Зимняя, самоорганизация представляет собой процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия. Самоорганизация учебной деятельности есть не что иное, как самостоятельная работа, имеющая собой не только учебное, но и личностное и общественное значение [1].

 В реализации одной из важнейших задач формирования самоорганизации студентов является внедрение в педагогический процесс БРС. Балльно-рейтинговая система одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Система балльно-рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебы и научной деятельности для определения рейтинга выпускника.

От студента балльно-рейтинговая система требует регулярной работы в течение всего семестра, в следствии чего у него вырабатываются стимулы управления своей успеваемостью. Качество образования связано с разработкой стратегического планирования программы самообразования, что является одним из главных факторов успеха в обучении. Студент имеет возможность спланировать свою оценку и сознательно подойти к ее достижению. Поэтому студент самоорганизуется и правильно распоряжается своим временем, выбирает порядок выполнения учебных заданий, самостоятельно планирует работу и регулярно проводит самодиагностику и самоконтроль собственных результатов.

Нами было проведено анкетирование «Повышение самоорганизации» для студентов вторых курсов. В анкетировании приняли участие 111 студентов. Анкета содержала 6 вопросов.  

Сводный итог анкетирования по самообразованию 

№№

Вопросы

 

ИВТ

ПСП

ЭУ

Итого:

11

Читали ли Вы и знаете ли что-либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности?

 

Нет – 0

Част – 8

Да - 6

Нет-1

Част-8

Да-1

Нет-0

Част-1

Да-1

Нет-1

Част-8

Да-6

Нет-2

Част-25

Да-14

22

Имеете ли вы серьезное и глубокое стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих личностных качеств, способностей?

 

Нет-1

Част-6

Да-7

Нет-0

Част-5

Да-5

Нет-0

Част-1

Да-1

Нет-0

Част-5

Да-10

Нет-1

Част-12

Да-23

33

Часто ли вы задумываетесь о причинах своих промахов, неудач?

Нет-1

Част-6

Да-7

 

Нет-2

Част-2

Да-6

Нет-0

Част-1

Да-1

Нет-0

Част-1

Да-14

Нет-3

Част-10

Да-29

54

Способны ли вы далее решать трудную задачу, если первые два часа не дали ожидаемого результата?

 

Нет-4

Част-6

Да-4

Нет-1

Част-5

Да-4

Нет-0

Част-1

Да-1

Нет-5

Част-5

Да-5

Нет-10

Част-17

Да-14

55

Ведете ли вы дневник, где записываете свои идеи, планируете свою жизнь (на год, на ближайшие месяцы, неделю, день), анализируете ли, что из запланированного выполнить не удалось и почему?

 

Нет-12

Част-2

Да-0

Нет-8

Част-2

Да-0

Нет-1

Част-0

Да- 1

Нет-5

Част-8

Да-2

Нет-26

Част12

Да-3

66

Считаете ли себя целеустремленным человеком, Считают ли (считали ли) вас способным к самообразованию, саморазвитию человеком:

 

Нет-1

Част-9

Да-4

Нет-0

Част-8

Да-2

Нет-0

Част-1

Да-1

Нет-0

Част-9

Да-6

Нет-1

Част-27

Да-13

  

Вопросы

 НО-15-1

НО-15-2

НО-15-3

ДО-15

ЛО-15

Итого:

1

Читали ли Вы и знаете ли что-либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности?

 

Нет – 1

Част – 17

Да - 2

Нет-0

Част-5

Да-5

Нет-0

Част-1

Да-7

Нет-0

Част-11

Да-8

Нет-1

Част-3

Да-9

Нет-2

Част-37

Да-31

2

Имеете ли вы серьезное и глубокое стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих личностных качеств, способностей?

 

Нет-1

Част-13

Да-6

Нет-2

Част-2

Да-7

Нет-0

Част-2

Да-6

Нет-0

Част-5

Да-14

Нет-0

Част-3

Да-10

Нет-3

Част-25

Да-43

3

Часто ли вы задумываетесь о причинах своих промахов, неудач?

Нет-0

Част-5

Да-15

 

Нет-2

Част-3

Да-5

Нет-0

Част-0

Да-8

Нет-1

Част-5

Да-13

Нет-1

Част-6

Да-6

Нет-4

Част-19

Да-47

4

Способны ли вы далее решать трудную задачу, если первые два часа не дали ожидаемого результата?

 

Нет-5

Част-7

Да-8

Нет-7

Част-2

Да-1

Нет-4

Част-2

Да-2

Нет-2

Част-8

Да-9

Нет-0

Част-8

Да-5

Нет-18

Част-27

Да-25

5

Ведете ли вы дневник, где записываете свои идеи, планируете свою жизнь (на год, на ближайшие месяцы, неделю, день), анализируете ли, что из запланированного выполнить не удалось и почему?

 

Нет-14

Част-6

Да-0

Нет-8

Част-0

Да-2

Нет-5

Част-0

Да- 3

Нет-15

Част-2

Да-2

Нет-9

Част-2

Да-2

Нет-51

Част-10

Да-9

6

Считаете ли себя целеустремленным человеком, Считают ли (считали ли) вас способным к самообразованию, саморазвитию человеком:

 

Нет-4

Част-14

Да-2

Нет-2

Част-4

Да-2

Нет-3

Част-2

Да-3

Нет-7

Част-5

Да-7

Нет-0

Част-7

Да-6

Нет-16

Част-32

Да-20

 

  1. НО-15-1 всего участвовало 20
  2. НО-15-2 всего участвовало 10
  3. НО-15-3 всего участвовало 8
  4. ДО-15 всего участвовало 19
  5. ЛО-15 всего участвовало 13
  6.  ТП-15 всего участвовало 14 ст.
  7. ИВТ-15 всего участвовало 10 ст.
  8. ПСП-15 всего участвовало 2 ст.
  9. ЭУ-15 всего участвовало 15 

На основе изучения научной литературы и полученных результатов мы пришли к выводу, что балльно-рейтинговая система –это эффективное средство для формирования самоорганизации студента и мотивирующее их на достижение стабильно высоких результатов на учебе.