Проблема формирования самоорганизации как качества личности заслуживает пристального внимания, особенно при переходе на балльно-рейтинговую систему. Нам представляется, что её внедрение позволяет более достоверно оценивать результаты обучения студентов, т.к. при формировании итогового значения рейтинга учитывается не только оценка, полученная студентом на экзамене, но и систематическая работа в процессе прохождения цикла обучения. Как показывает опыт, полученный в СВФУ, балльно-рейтинговая система значительно эффективнее повышает мотивацию студентов к систематической учебе и к самоорганизации, внося в процесс обучения элемент здоровой конкуренции.
Данной проблемой занимались такие ученые как Ушинский К.Д., Зимняя И.А., Л.Н. Куликова., Данилов Д.А и многие другие. По мнению К.Д. Ушинского, растущий человек создает и познает себя сам, и воспитывать в нем следует самостоятельность и активность в условиях свободного самовыражения, развивать его способность к самооценке, стимулировать врожденное стремление к совершенству [3].
Как считает И.А. Зимняя, самоорганизация представляет собой процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия. Самоорганизация учебной деятельности есть не что иное, как самостоятельная работа, имеющая собой не только учебное, но и личностное и общественное значение [1].
В реализации одной из важнейших задач формирования самоорганизации студентов является внедрение в педагогический процесс БРС. Балльно-рейтинговая система одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Система балльно-рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебы и научной деятельности для определения рейтинга выпускника.
От студента балльно-рейтинговая система требует регулярной работы в течение всего семестра, в следствии чего у него вырабатываются стимулы управления своей успеваемостью. Качество образования связано с разработкой стратегического планирования программы самообразования, что является одним из главных факторов успеха в обучении. Студент имеет возможность спланировать свою оценку и сознательно подойти к ее достижению. Поэтому студент самоорганизуется и правильно распоряжается своим временем, выбирает порядок выполнения учебных заданий, самостоятельно планирует работу и регулярно проводит самодиагностику и самоконтроль собственных результатов.
Нами было проведено анкетирование «Повышение самоорганизации» для студентов вторых курсов. В анкетировании приняли участие 111 студентов. Анкета содержала 6 вопросов.
Сводный итог анкетирования по самообразованию
№№ |
Вопросы |
|
ИВТ |
ПСП |
ЭУ |
Итого: |
11 |
Читали ли Вы и знаете ли что-либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности?
|
Нет – 0 Част – 8 Да - 6 |
Нет-1 Част-8 Да-1 |
Нет-0 Част-1 Да-1 |
Нет-1 Част-8 Да-6 |
Нет-2 Част-25 Да-14 |
22 |
Имеете ли вы серьезное и глубокое стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих личностных качеств, способностей?
|
Нет-1 Част-6 Да-7 |
Нет-0 Част-5 Да-5 |
Нет-0 Част-1 Да-1 |
Нет-0 Част-5 Да-10 |
Нет-1 Част-12 Да-23 |
33 |
Часто ли вы задумываетесь о причинах своих промахов, неудач? |
Нет-1 Част-6 Да-7
|
Нет-2 Част-2 Да-6 |
Нет-0 Част-1 Да-1 |
Нет-0 Част-1 Да-14 |
Нет-3 Част-10 Да-29 |
54 |
Способны ли вы далее решать трудную задачу, если первые два часа не дали ожидаемого результата?
|
Нет-4 Част-6 Да-4 |
Нет-1 Част-5 Да-4 |
Нет-0 Част-1 Да-1 |
Нет-5 Част-5 Да-5 |
Нет-10 Част-17 Да-14 |
55 |
Ведете ли вы дневник, где записываете свои идеи, планируете свою жизнь (на год, на ближайшие месяцы, неделю, день), анализируете ли, что из запланированного выполнить не удалось и почему?
|
Нет-12 Част-2 Да-0 |
Нет-8 Част-2 Да-0 |
Нет-1 Част-0 Да- 1 |
Нет-5 Част-8 Да-2 |
Нет-26 Част12 Да-3 |
66 |
Считаете ли себя целеустремленным человеком, Считают ли (считали ли) вас способным к самообразованию, саморазвитию человеком:
|
Нет-1 Част-9 Да-4 |
Нет-0 Част-8 Да-2 |
Нет-0 Част-1 Да-1 |
Нет-0 Част-9 Да-6 |
Нет-1 Част-27 Да-13 |
№ |
Вопросы |
НО-15-1 |
НО-15-2 |
НО-15-3 |
ДО-15 |
ЛО-15 |
Итого: |
1 |
Читали ли Вы и знаете ли что-либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности?
|
Нет – 1 Част – 17 Да - 2 |
Нет-0 Част-5 Да-5 |
Нет-0 Част-1 Да-7 |
Нет-0 Част-11 Да-8 |
Нет-1 Част-3 Да-9 |
Нет-2 Част-37 Да-31 |
2 |
Имеете ли вы серьезное и глубокое стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих личностных качеств, способностей?
|
Нет-1 Част-13 Да-6 |
Нет-2 Част-2 Да-7 |
Нет-0 Част-2 Да-6 |
Нет-0 Част-5 Да-14 |
Нет-0 Част-3 Да-10 |
Нет-3 Част-25 Да-43 |
3 |
Часто ли вы задумываетесь о причинах своих промахов, неудач? |
Нет-0 Част-5 Да-15
|
Нет-2 Част-3 Да-5 |
Нет-0 Част-0 Да-8 |
Нет-1 Част-5 Да-13 |
Нет-1 Част-6 Да-6 |
Нет-4 Част-19 Да-47 |
4 |
Способны ли вы далее решать трудную задачу, если первые два часа не дали ожидаемого результата?
|
Нет-5 Част-7 Да-8 |
Нет-7 Част-2 Да-1 |
Нет-4 Част-2 Да-2 |
Нет-2 Част-8 Да-9 |
Нет-0 Част-8 Да-5 |
Нет-18 Част-27 Да-25 |
5 |
Ведете ли вы дневник, где записываете свои идеи, планируете свою жизнь (на год, на ближайшие месяцы, неделю, день), анализируете ли, что из запланированного выполнить не удалось и почему?
|
Нет-14 Част-6 Да-0 |
Нет-8 Част-0 Да-2 |
Нет-5 Част-0 Да- 3 |
Нет-15 Част-2 Да-2 |
Нет-9 Част-2 Да-2 |
Нет-51 Част-10 Да-9 |
6 |
Считаете ли себя целеустремленным человеком, Считают ли (считали ли) вас способным к самообразованию, саморазвитию человеком:
|
Нет-4 Част-14 Да-2 |
Нет-2 Част-4 Да-2 |
Нет-3 Част-2 Да-3 |
Нет-7 Част-5 Да-7 |
Нет-0 Част-7 Да-6 |
Нет-16 Част-32 Да-20 |
- НО-15-1 всего участвовало 20
- НО-15-2 всего участвовало 10
- НО-15-3 всего участвовало 8
- ДО-15 всего участвовало 19
- ЛО-15 всего участвовало 13
- ТП-15 всего участвовало 14 ст.
- ИВТ-15 всего участвовало 10 ст.
- ПСП-15 всего участвовало 2 ст.
- ЭУ-15 всего участвовало 15
На основе изучения научной литературы и полученных результатов мы пришли к выводу, что балльно-рейтинговая система –это эффективное средство для формирования самоорганизации студента и мотивирующее их на достижение стабильно высоких результатов на учебе.