Полный текст статьи
Печать

         «Коммуникация - это обмен информацией в процессе деятельности, общения (а также пути сообщения)». Коммуникация включает передачу   и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг
на друга совместной деятельности.

          В концепции дошкольного воспитания РФ определены основные задачи ДОУ:

1.Укрепление и охрана здоровья ребенка (физически и психически), забота   об его эмоциональном благополучии;

2.Развитие способностей ребенка к сотрудничеству с другими людьми (детьми и взрослыми), развитию комуникативности;

3.Развитие творчества, способностей (физических, психических и др.);

4.Формирование общечеловеческих ценностей.

          Вышеназванные задачи основаны на отношении к дошкольному возрасту как к периоду развития личности, так как в этот период обеспечивается общее развитие ребенка, строится фундамент для будущего отношения к миру, для умения преподнести себя обществу в дальнейшей жизни.

          Доказано, что проблема нарушения межличностного общения на основе общечеловеческих ценностей связано с недостатком работы специалистов ДОУ с семьей, с отсутствием и формализмом общения родителей с ребенком, с современными играми, не требующими у ребенка общения со сверстниками.

          Использование сказок в коррекционных целях в работе с детьми дошкольного возраста считается методом актуальным, так как позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту человека и сформировать личность, способную решать свои проблемы.

          По проблеме развитие коммуникативных умений у детей посредством сказки опираемся на работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной о разных нарушениях, где даются разработанные диагностики, доступные    и понятные определения. Е.О. Смирновой,
А.Г. Рузской о роли взрослых   в становлении общения дошкольников с людьми. Труды А.В. Запорожца, М.М. Лисиной о роли общения в развитии личности.

            Создание и коммуникация метафор прямо пропорциональна открытости между сознательным и бессознательным у человека, особенно у психотерапевта. Дело в том, что человек, который становится психологическим консультантом, как правило, имеет двойственные "сильно заряженные" отношения с собственным бессознательным.
 А потому для более плодотворной работы с метафорическим языком необходим постоянный перевод символов на уровень непосредственных взаимоотношений, жизненных сценариев, ценностей и убеждений, как пациентов, так и терапевтов. Наиболее жизнеспособным, пожалуй, будет практикованы манеры дельфина, то плывущего в глубине непосредственного опыта, то выныривающего в область обычных поступков и здравого смысла [1, с.37].

          Сказка является одним из основных видов устной народной прозы,  ее типическим свойством считается установка на вымысел. Сказка в детском фольклоре занимает одно из основных мест.

          К детским сказкам, имеющим коррекционное значение относят несколько групп произведений:

- сказки, перешедшие из фольклора и специально обработанные для детей (сказки о животных и волшебные сказки);

- сказки специально создаваемые для детей;

- собственно детский фольклор (сказки, сочиняемые самими детьми).

      Первая публикация народных сказок для детей принадлежит С.А.Авдеевой. С середины XIX века детские сказки печатались в разнообразных сборниках и периодике.

         Первый сборник, составленный с учетом возрастных особенностей ребенка, был подготовлен А.Н.Афанасьевым. В 1871 году он выпустил книгу «Русские детские сказки».

          Сказки используются в развлекательных и поучительных целях. Обычно сказки рассказывают те лица, которые занимаются воспитанием детей (бабушки, матери, няни, специалисты образовательных учреждений) [2, с.63].   

          Таким образом, большую роль для преодоления застенчивости играет сказка, которая является одним из основных методов психокоррекции и психодиагностики в целом. Также, сказочная ситуация, которая используется для психокоррекции отвечает определенным требованиям, которые наиболее эффективно подходят для работыс детьми с нарушениями коммуникативно-личностной сферы.