Полный текст статьи
Печать

Актуальность вопроса формирования самоконтроля у младших школьников заключается в том, что в связи с реализацией требований ФГОС, в планируемых результатах урока на первый план выдвигаются метапредметные результаты, к которым относятся и регулятивные универсальные учебные действия, умение планировать, контролировать и оценивать результат своей работы. В связи с этим возникает проблема обучения самоконтролю младших школьников.  Умение учиться можно связать с функцией самоконтроля, функция самоконтроля состоит в определении самим учеником правильности и полноты выполнения операций, входящих в состав его действий, предупреждении или обнаружении уже совершенных ошибок. Возникает проблема определения содержания организации обучения самоконтролю учащихся на конкретном учебном материале.

Решению данной проблемы посвящены исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова и др. которые отмечают, что особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.    

Таким образом, на основе теоретического анализа литературы и результатов опытно - практической работы можно сделать следующие выводы.

Во первых: сущность формирования навыков самоконтроля    у младших школьников характеризуется, как обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствия требуемому задачей результату. Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля: 1-й этап: ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя: ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки; 2-й этап: ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. 3-й этап: обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

Во вторых: формировать навыки самоконтроля можно используя специальные методические приемы А. Б. Воронцова, Д. Б. Эльконина:

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Четвертый уровень

- сопоставление своих действий и результата с образцом;

- сопоставление выполнение задания по алгоритму;

- выполнение задания по наводящим вопросам;

- выполнение задания по образцу;

- проверка с помощью сигнальных карточек;

 - создание «помощника»;

- сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

- проверка по словесной инструкции;

 

 

- сопоставление своих действий и результата с образцом;

- сопоставление выполнение задания по алгоритму;

- - проверка с помощью сигнальных карточек;

- проверка и оценка работы товарища;

- создание «помощника»;

- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

- проверка по словесной инструкции;

 

 

- выполнения задания и выбор самого рационального (прикидка);

- проговаривание «про себя» объяснения выбора;

- задания с ошибочным решением;

- прием «разноцветные поправки»

- прогностическая оценка;

- составление задачи по чертежу;

- проверка по словесной инструкции;

 

 

- выполнения задания и выбор самого рационального (прикидка);

- «прогностическая оценка»;

- прием «задания-ловушки»;

- прием «составление задачи по чертежу»;

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения»;

-  задания-ловушки;

- составление заданий с ловушками;

- составление задачи, подобной данной;

- составление проверочных заданий;

- задания с не полным или избыточным решением.

       Для разработки заданий мы использовали уровни сформированности навыков самоконтроля на Г. В. Репкиной, Е. В. Заики.

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Четвертый уровень

Отсутствие контроля.

Не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие.

Контроль на уровне непроизвольного внимания. В его основе лежит неосознаваемая или плохо сознаваемая учеником схема действия,

Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. решения задачи.

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Ученик

Правильно объяснить свои действия, умело соотнося их с усвоенной схемой

 

На основе этих уровней разработан комплекс из 16 заданий по 4 уровням при изучении следующих тем: «Решение задач, решаемых разными способами», «Решение взаимообратных задач», «Уравнения», «Внетабличное умножение». направленная на формирование навыков  самоконтроля у учащихся 3 класса на уроках математики. Преимущество данных заданий в том, что учащиеся организуют свою деятельность поэтапно, периодически проверяя и оценивая её, где самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания этапов работы. Мы используем в системе заданий такие методические приемы как: решение задачи другим способом; взаимосвязь компонентов и результат их действий; оставление и решение взаимообратных задач; задания на арифметические вычисления, которые производятся повторным вычислением; задания с ошибочным решением; сопоставление своих действий и результата с образцом; выполнение задания по алгоритму; выполнение задания по наводящим вопросам; выполнение задания по образцу; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального (прикидка); проговаривание «про себя» объяснения выбора; проверка и оценка работы товарища; прогностическая оценка; задания-ловушки; составление задачи, подобной данной; обнаружение причин ошибок и способы их устранения; разноцветные поправки.

Проведен анализ результатов опытно-практической работы по формированию навыка самоконтроля в 3 «Б» классе МОБУ СОШ № 17 города Якутска, который показал, что в результате пробного обучения разработанного комплекса заданий повысился уровень навыков самоконтроля у учащихся в данном классе на 25 % (у 9 учащихся из 36). После проведенных занятий   учащиеся стали проявлять интерес к своей деятельности на уроках, проверять выполненные работы несколько раз, сами находить ошибки и исправлять их, научились объяснять причину своих ошибок и высказывать свое мнение вслух. Так же дети научились работать в группах, парах, помогать друг другу, так как это было условием выполнения данных заданий.