Самосознание (образ Я) характеризует личность старшего дошкольника, направление и уровень его активности, отношения к самому себе, к миру, к людям. В старшем дошкольном возрасте происходит включение в личностную сферу волевых процессов, гармонизация эмоционального развития, углубление познавательных процессов, растет самостоятельность ребенка. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. У ребенка развивается сложный комплекс представлений о себе и оценки себя. В процессе взаимодействия с окружающими людьми (процесс социализации) повышается общая выносливость нервной системы, повышается интерес к содержательному общению со взрослыми и сверстниками. В этом возрасте только лишь возникает первооснова мировоззрения, его способность к рефлексии еще слабо развита. Восприятие информации в большей степени зависит от ее эмоциональной насыщенности, привлекательности для ребенка.
Формирование правильного образа «Я» - важнейшая задача развития ребенка в ДОО. В настоящее время ориентиры в развитии системы дошкольного образования направлены на развитие ребёнка при взаимодействии с родителями и социумом; на создание условий воспитания ребенка с учетом особенностей интересов детей группы, специфики национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Это значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Григорьева приводит следующие формы работы воспитателей ДОО с родителями и социумом: конференции; вечера для родителей; кружки для родителей; школа для родителей; клубы по интересам; совместные мероприятия педагогов, родителей и детей; Дни открытых дверей; КВН, викторины; совместное творчество; праздники; выпуск газеты; концерты; соревнования и др. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители, общественность) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
Для того, чтобы формировать нравственное самопознание личности, важно уделить внимание в воспитании личности ребенка. Определяя содержание работы в данном направлении важно исходить не только из общих для ДОО и семьи задач воспитания, но и учитывать положительные и отрицательные моменты воспитания в каждой конкретной семье.
Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
Детям старшего дошкольного возраста нужно обязательно давать возможность реализовать свое намерение, даже если оно может немного сбить график ребенка. Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирования пассивности у старшего дошкольника. Поддержка проявлений самостоятельности – это важное условие формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Появление инициативы у ребенка и элементарного планирования, стремление к получению задуманного результата являются критерием проявления самостоятельности у старших дошкольников, а вместе с этим развития адекватной самооценки. Поэтому педагогам и родителям необходимо помогать ребенку активизировать интерес к предметам, корректировать замысел, оказывать помощь в его осуществлении.
Отметим, что старший дошкольник ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих замыслов. Действенность оценки определяется тем, насколько она корректно сформулирована, какова ее форма, содержание. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Только демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослый формирует тем самым у него уверенность в себе и стремление к успеху; обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно уценивать свои действия. Оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребенка.
В результате экспериментального исследования, направленного на выявление особенностей проявления и формирования образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОО с сельским социумом, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать. Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем взаимодействия ДОУ с сельским социумом. В процессе нашего исследования осуществлялось выявление структурных компонентов и уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста, определялись особенности проявления самооценки у старших дошкольников, связь самооценки и ведущей деятельности данного возраста. Были использованы методы в соответствии с системным подходом, которые направлены на выявление психологических особенностей личности, структурных компонентов самооценки, изучение особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В результате исследований было выявлено, что дети, стремящиеся выделить себя через деятельность, чаще завышают свои самооценки; если выделение происходит через сферу негативных отношений, самооценка обычно бывает заниженной.
Итак, в формировании нравственного самопознания старшего дошкольника нужно исходить из особенностей социума. Ценности сельского социума оказывают естественное условие развития ребенка. Важно, чтобы внешние нормы были интериоризированы и закладывались в поведение старшего школьника в промежутке всей его жизни.