Статистика показывает, что многие дети начинают осваивать компьютер раньше, чем учатся читать и писать. А ведь чтение художественной литературы - это источник, который питает любознательность, дает пищу воображению, чувствам, развивает логику. Великий педагог В. А. Сухомлинский придавал этому огромное значение. Он сравнивал «чтение с окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя» [2]. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, на наш взгляд, одна из важных задач дошкольных образовательных учреждений и школы. Для выполнения этой задачи использование ДИП «Сонор» подходит как один из эффективных средств.
Богатая в интеллектуальном и стратегическом плане, она открывает перспективы для размышлений, как для дошкольников, так и для исследователей. Богатая в творческом плане: стимулирует воображение, дает возможность для создания все новых и новых вариантов игры» [6].
Но использование ДИП «Сонор» как средство формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста недостаточно соответствуют требованиям ФГОС. Мы предлагаем интегрированное использование уникальных возможностей ДИП «Сонор» с охватом следующих образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Для того, чтобы изучить процесс формирования интереса детей к чтению посредством ДИП «СОНОР», провели опытно-экспериментальное исследование. На констатирующем этапе выявили уровни сформированности интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.
Диагностику провели по методике Самыкиной С.В..
На формирующем этапе работу начали с создания условий:
- создание пространственной предметно-развивающей среды;
- совместная деятельность с воспитателем;
- самостоятельная деятельность детей;
- организация работы с родителями [3.]
В целях формирования у дошкольников интереса к художественной литературе нами был разработан план работы по использованию игры «Сонор» с использованием художественной литературы.С детьми экспериментальной группы занимались 3 раза в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в различной форме.
Основные способы работы с детьми: индивидуальные и групповые.
Структура непосредственной образовательной деятельности включает: обучение ДИП «Сонор» (настольный вариант) через использование сказок и игровых ситуаций.
Дети с удовольствием играли в такие игры. Чтобы игра продолжалась и дома, мы привлекали и родителей. Показывали, рассказывали, как играть дома вместе с детьми. Например, сказку «Удачливый охотник» можно провести, как игру-инсценировку «Байанайдаах булчут-сонор». Дети через игру – инсценировку учатся запоминать ходы. Таким образом, использовали сказки «Птичка и Ала Могус», «Кот и мышка». Перед началом игры попросила детей напомнить о том, что какую сказку будем играть, какая сказка была раньше и какие герои были. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.
Не менее важной проблемой приобщения ребенка к чтению детской литературы является неграмотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность и т.д). Именно поэтому педагог должен быть проводником в обучении детей игре «Сонор» в семье, прежде всего, заинтересовать родителей.
Необходимо чтобы родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в приобщении дошкольника к детской литературе. С этой целью мы организовали мастерскую по изготовлению атрибутов к сказкам, книжек самоделок, соревнования по сказкам. Такие мероприятия повышают интерес к совместному чтению детской литературы в семье. Предлагали родителям рекомендации по подбору книг для домашней библиотеки.
Сравнительные показатели сформированности интереса к чтению
На контрольном этапе эксперимента анализ данных показал, что у детей видны значительные улучшения в восприятии художественного текста, умении ориентироваться в мире, у детей контрольной группы улучшения незначительные. У детей экспериментальной группы произошли следующие изменения: появился интерес к игре, дети научились самостоятельно играть в игру ДИП «Сонор», с большим удовольствием рассказывают художественные произведения, различают по жанрам.