Полный текст статьи
Печать

Дошкольный возраст – это самый важный этап человеческой личности, когда     маленький человечек начинает осознавать самого себя и  свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.

В Федеральный государственный стандарт дошкольного образовательного учреждения  в качестве одной из составляющих образовательной области « Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности. Познавательная активность оказывает большое побудительное значение на процесс и результат учения.

Все авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И.Щукина и др., считают, что познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Познавательная активность – целенаправленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизация психического процесса, деятельность человека и его познавательные способности.

Наиболее основными показателями познавательной активности ребенка являются [37, с.114]:

-  познавательная активность дошкольника ярко проявляется в вопросах, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;

- ребёнок проявляет познавательный интерес всем и любознательность «Что это?», «Почему»?,  «Как»?, «Хочу все знать».

- Ребенок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;

- в процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей;

Таким образом, указанные основные показатели познавательной активности в дошкольном возрасте пребывают на уровне становления и после становятся основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности в будущем.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои содержание, формы и методы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования.

В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Ребята могут сравнивать человека и животное чем похожи, чем отличаются, искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки, проявления чувств и т.п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений, более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира [28, с.136].

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. В дошкольном возрасте он является ведущим..

Дети очень любят экспериментировать. Опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. В дошкольном возрасте он является ведущим..

Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский. За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали такие классики педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. [14, с.124].

Дети учатся проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе. Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух ?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку», (эксперимент по обнаружению воздуха в легких, «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас). «Значение воды в жизни растений»: опыт с корнями (определение необходимого количества воды растениям с корнями как стержень и корнями как мочалка, опыт, доказывающий движение воды с листа (вместо листа – ладонь ребенка ) и т. д.

Для выявления познавательной активности детей старшего  дошкольного возраста  на базе МБДОУ №43 «Улыбка» города Якутск был проведен эксперимент  с помощью три методики:

1.методика «Сказка» (Н.И.Гоношенко, В.С.Юркевич)

Цель: Выявить степень выраженности любознательности у дошкольников

2.методика «Древо желаний»  (В.С.Юркевич)

Цель:  Изучение познавательной активности

3. методика « Волшебный цветок» (Е.Э.Кригер)

Цель: Изучение особенностей мотивационных в выборе деятельности.

Было исследовано всего 20 детей в старшем дошкольном возрасте. В экспериментальной группе было 10 детей, а в контрольной группе 10.

По результатам диагностики в экспериментальной группе на констатирующем этапе  показали, что  любознательность  « Сказка» 30 % выражено , 70 % не выражено, « Волшебный цветок»  познавательный уровень  30 %, а игровой 70 %, «Древо желаний» 10 % высокий, 40  % средний, а 50 % низкий уровень.

В контрольной группе показали, что любознательность         « Сказка» 60% выражено, 40 % не выражено, « Волшебный цветок» 60 % познавательный уровень, а 40 игровой. « Древо желаний» высокий уровень 50 %, средний уровень 30  % ,  низкий уровень 20 % .

После выявления диагностики были проведены опыты и эксперименты в экспериментальной группе такие как занятия: 1. Как заставить воду подниматься? Опыт «фонтан». 2. Опыт «Давление под водой». Вода имеет вес. Поэтому чем больше глубина, тем сильнее давление. Вода обладает огромной силой. Она может расплющить даже очень прочный материал. 3. «Как передаётся тепло»? В термосе вода остаётся холодной даже  в жаркий день. Зимой трубы, по которым идёт в дома тепло, покрываются инеем. Почему некоторые материалы сохраняют тепло, а некоторые – отдают его окружающей атмосфере? 4. Вкус, запах и другие ощущения. «Карта языка». 5. «Шпионские тайны».6. Такие разные часы. «Делаем хронометр». 7. Плотность и объем. «Делаем денсиметр». 8. Электричество и трение. «Наэлектризованная соломинка». 9. «Прыгающие лягушки». 10. «Секреты бумаги». 11. «Кольцо Мебиуса». 12. «3 картинки в одной». 13. Тепло и холод. Тепло против холода. Ожившая спираль.14. «Компас»  15. «Как поднять единицу»?

После проведения опыта и эксперимента на формирующем этапе были проведены повторно 3 диагностики выявления познавательной активности: было выявлено любознательность 80 % детей выражено, а  20 %  детей не выражено,   выявлено 70 % познавательный уровень, а 30% игровой, а также 60%  детей высокий уровень – стремление проникнуть в причинно – следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. 40 % детей  средний уровень  – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. 10% Низкий уровень- дети удовлетворяются односложной информацией например их интересует реальность услышанной когда – то сказки, легенды и др.

На контрольном этапе, где не проводились опыты и эксперименты, сравниваем экспериментальную и контрольную группу,  и получаем результат выявления диагностики уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного.

По методике Сказка любознательность детей повысился наиболее на 20 %. По методике « Волшебный цветок»  познавательный уровень повысился наиболее на 10 %, а игровой  уровень снизился на 10 % « Древо желаний» высокий уровень повысился на 10 %, средний уровень не повысился, а низкий уровень снизился на 10 %. 

Вывод:

На эксперименте приняли участие 20 детей. По итогам констатирующего этапа показатели, детей, распределили на 2 группы: экспериментальная и контрольная.

На формирующем этапе были проведены 15 опытов и экспериментов, с целью повысить показатели экспериментальной группы.

В проведения повторного эксперимента и сравнение результатов экспериментальной. и контрольной  группы, можем отметить, что процент  более успешно и высоко  повысился.

Таким образом, познавательная активность – это целенаправленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизация психического процесса, деятельность человека и его познавательные способности.