Полный текст статьи
Печать

Актуальность проблемы связано с поиском эффективных механизмов преодоления глобального экологического кризиса в обществе, что требует в первую очередь формирования нового типа экологического сознания личности. Установление всеобщей гармонии человека с природой, рассмотрение человека не как примата, а частью природы, обеспечение сбалансированного сосуществования субъектов природного мира – основополагающая суть этнопедагогических воззрений народа саха. Основой такого мировоззрения является анимистическое восприятие природы. Изучение психологических истоков гармонического сосуществования человека с природой и обоснование анимистического восприятия природы в теории «иччи» (с якут. духи) как эффективного психологического механизма в регуляции отношений и установлении экогармонии ребенка с природой является целью проводимого нами исследования.

Основополагающими задачами исследования являются: изучение теоретико-методологических основ анимистического восприятия природы в этнопедагогике саха; раскрытие анимистического восприятия природы в этнопсихологической теории «иччи» и обоснование его как своеобразного психологического механизма в регуляции отношений и установлении экогармонии ребенка-дошкольника с природой; разработка и апробация психологической модели развития ценностного потенциала личности ребенка в экогармоничном взаимодействии ребенка с природой; обоснование инструментария и методик отслеживания за динамикой развития детей; подведение результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в обосновании психологического своеобразия анимистического восприятия природы в теории «иччи» у народа саха и как психологического механизма в развитии ценностного потенциала личности детей старшего дошкольного возраста в установлении экогармонии с природой.

Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др. считали, что анимизм -  убедительное доказательство качественной особенности картины мира дошкольников, контрастирующей с доминирующей в культуре окружающих людей нормативной дихотомией живого и неживого. Одним из тех, кто изучал феномена детского анимизма, его возрастную и стадиальную динамику был Ж.Ж. Пиаже [1].

В теоретико-методологической части исследования нами рассматривается этнокультурная теория иччи (с якут. дух). В ней, одушевляя природу, народ отражает осмысление о дуальности мира, в основе которой лежат две независимые субстанции - материальная и духовная, рациональная и иррациональная в органическом единстве. В исследовании обоснуется природосберегающие и психологические функции разнообразия «иччи»-духов в этнопедагогике саха. Все иччи-духи являются благожелателями человека. По этому поводу доктор филологических наук А.А. Билюкина утверждает, что «иччи практически были экологическими распорядителями разных объектов природы. Только психологически они имели религиозную оформленность» [2, с.25].

В исследовании выделены обрядовые традиции, которые выступают регулятором духа человека и его диалогического общения с природой. Различные аспекты ритуально-культовой обрядности якутов проанализированы в трудах Р.И. Бравиной [3], И.С. Портнягина [4] и др. Тем не менее, этнопсихологический аспект теории «иччи» фактически не изучен. Мы считаем, что в анимистическом восприятии природы, одухотворяя ее объекты посредством иччи-духов, народ обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку детей в окружающем мире, укрепляет их дух, снимает страхи, повышенную тревожность, обеспечивает «выход за пределы себя», развивает сущностные качества личности, в том числе «универсальную бесконечность».

В практической части исследования нами разработана психологическая модель развития ценностного потенциала личности ребенка на основе анимистического восприятия природы. В модели предусмотрены следующие основополагающие подходы:

- ценностно-смысловой, который направлен на создание условий для приобретения детьми смысла жизни, на воспитание личностных смыслов в его общении с природой;

-  гуманистический подход предполагает ориентацию на развитие личности и её возможностей, признание человека наивысшей ценностью;

- культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном процессе специальных, общекультурных, психолого-педагогических блоков знаний по общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности;

- деятельностный подход определяет ценностный потенциал как основу взаимодействия ребенка с природой. Он предполагает обновление знаний и ценностных ориентаций, формирование нового опыта в процессе обучения и воспитания путем включения детей в активную познавательную деятельность.

Модель предусматривает психологические механизмы: узнавание и визуализация образа, осмысление функций «иччи», включение педагога и ребенка в ритуальные традиции преклонения духам-иччи. Старший дошкольный возраст считается «сказочно-мифологическим» этапом развития личности детей. Потому народная теория «иччи» как традиция «одушевления» и нахождение ребенка в старшем дошкольном возрасте на этапе «сказочно-мифологического» развития весьма естественно сочетаются и логически интегрируются.

Для реализации модели нами разработаны творческие проекты, методика отслеживания за динамикой развития ценностности и ценностных отношений к природе детей 5-7 лет.

Заключение.

  1. Ориентация образовательных систем на экоцентрическое развитие детей на этнокультурных и национальных ценностях вызывает у педагогов потребность в разработке практических рекомендаций. В этом отношении представляется значимым изучение психологического своеобразия анимистического восприятия природы в этнокультурных традициях народа саха.
  2. .Анимистический подход в этнопедагогике народа саха является основополагающей идеей. Через образы духов-иччи ребенок познает живую плоть любого объекта природы. Одним из эффективных методов воспитания ценностного отношения к природе является установки-запреты, заклинания, клятва и др.
  3. У народа саха существует целый свод психологических механизмов, ориентирующих детей на ценностное отношение к природе, обогащение их ценностности и осознание пределов допустимости поведения в природе. В психологических функциях мы выделяем социально-психологическую, морально-психологическую, эмоционально-психологическую, когнитивно-психологическую и др. функции.
  4. Анализ результатов исследования показывает, что реализация разработанной модели ориентирует детей на экоцентрическое экологическое сознание, обеспечивает им «выход за пределы себя», обогащает их универсальную бесконечность, развивает ценностный потенциал, играет важную роль в коррекции страха и снижению тревожности.