Полный текст статьи
Печать

Актуальность исследованиязаключается в том, что среди проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями.

Наряду с другими психическими состояниями детей, являющихся предметом исследования, наибольшее внимание уделяется агрессивности. При наличии агрессии снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим,но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме (4, с. 49). Среди различных методов борьбы с агрессивностью, метод сказкотерапии является одним из самых эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, т.к. в дошкольном детстве легче воспринимать сказку детям. Сказка обладает невероятной притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, к тому же маленькие дети очень легко объединяют себя  с другим человеком, а также присваивают нравственный характер персонажа [2, c.6]. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети дерутся, обзываются и пр., у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности (1, c. 48).Ударами, приступами ярости, гнева, возникающие у дошкольников, занимались Д.Б.Эльконин, Е.И.Рогова и др.

Целесообразность использования сказкотерапии в нашем исследовании обусловлена:

- во-первых, тем, что сказка является для них ведущим, органичным видом деятельности;

-во-вторых, здесь представлена особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями                                и чувствами, и в доступной для понимания ребенка сказочной форме, постигать взрослый мир чувств и переживаний;

- в-третьих, воспринимая сказку, ребенок начинает сравнивать себя с героем, он сможет понять, что не только у него одного такие проблемы.

- в-четвертых, посредством ненавязчивых сказочных образов, ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя [3, с. 41].

Целью констатирующего этапа являлось: выявление детей с агрессивным поведением.

Проводилась диагностическая работа, на которой мы смогли определить уровень агрессивного поведения:

  1. Нарисуй несуществующее животное
  2. Тест руки Вагнера
  3. Тест-опросник родительского отношения, авторы А.Я.Варга, В.В.Столин.
  4. Тест-опросник для родителей: уровень агрессивности ребенка, авторы Лавреньева Г.П, Титаренко Т.М.

После диагностики на констатирующем этапе для продолжения формирующего и контрольного этапов эксперимента были выявлены дети с агрессивным поведением, выделили четыре группы: импульсивно-демонстративное поведение, нормативно-инструментальная агрессия, целенаправленно-враждебная агрессия, агрессивно-обидчивый тип поведения.

Целью формирующего этапа являлось: экспериментальное подтверждение коррекции сказкотерапией детей 4-5 лет.

Мы рассказывали психокоррекционные сказки. При этом ребенку предлагалось сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями, эмоциональными проявлениями, словами. Каждая организованная учебная деятельность состояла из игр или упражнений, как вступление и снятия эмоционального напряжения. Затем приступали к эмоциональному чтению сказки. А также учитывалось время, отводимое на проведение каждого занятия - оно варьировалось от 15-20 мин.

Цели введения в ООД сказкотерапии:

 - снятие дискомфорта у ребенка,

 - улучшить взаимоотношение со сверстниками,

 - развить у ребенка умение самовыражаться,

 - развить умение правильно преодолевать трудности,

- отличать плохое поведение от хорошего,

- поступать справедливо с окружающими.

Коррекционно-развивающиесказкотерапевтические занятия рекомендуем проводить по следующей структуре (см. табл.1).

Таблица 1

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Этапы

Назначение

Содержание этапа

Ритуал входа в сказку

 Создать настрой на совместную руботу. Войти в сказку.

Коллективное упражнение. Например, передают друг другу мячик, или иное действие сплавчиваемого характера.

Повторение

Вспомнить, то что делали в прошлый раз, чему научились.

Ведущий задает вопросы о том, что в прошлый раз было, что они помнят.

Расширение.

Расширять представление ребенка о чем- либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они помочь , этому научиться или попробовать что- либо.

Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения.

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимися.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за заслуги.

Ритуал выхода из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуала «входа», но совершают действие как- будто что-то берут из круга и прикладывают к груди

 

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он будет не только представлять сказку, но и участвовать. Он может путешествовать вместе    с героями, переживать вместе с ними, встречаться с положительными и отрицательными героями.

  Сказка помогает ребенку привить те нравственные нормы, которые порой бывает трудно объяснить родителям и педагогам словами.

Для создания психокоррекционной сказки можно использовать следующий алгоритм:

1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка. 

4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу,  что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят       из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. 

5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Составляем психокоррекционные  сказки по следующей структуре:

- Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

- Кульминация.

- Герои сказки справляются с трудностями.

- Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

- Мораль сказки.

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

На контрольном этапе исследования мы провели сравнительную диагностику детей с агрессивным поведением, которые были выявили на констатирующем этапе.

Цель контрольного этапа: проверка эффективности разработанного цикла организованной образовательной деятельности.

После коррекционной работы по устранению агрессивного поведения у детей   4-5 лет посредством сказкотерапии на формирующем этапе у детей значительно снизилось агрессивное поведение (см. диаграмму 1). 

Диаграмма 1

Результаты коррекции агрессивного поведения детей экспериментальной группы до и после эксперимента 

Первая-группа детей с импульсивно-демонстративным поведением;

Вторая-группа детей с нормативно-инструментальной агрессией;

Третья- группа детей сцеленаправленно-враждебная агрессия;

Четвертая- группа детей по агрессивно-обидчивому типу поведения.

Следует отметить, что организованную образовательную деятельность (ООД) по коррекции агрессивного поведения детей 4-5 лет посредством сказкотерапии нужно проводить регулярно, так как снижается уровень агрессивности у детей путем снятия эмоционального напряжения.

Сравнивая результаты эксперимента до и после коррекции, можно проследить изменение процентных данных и, показателей, которые соответствовали высокому уровню агрессивности. Формирующий эксперимент позволил проследить динамику снижения агрессивности детей    4-5 лет. В экспериментальной группе были получены результаты в пределах от 0 до 100%, что соответствует полному отсутствию агрессии в поведении у троих детей и низкому уровню проявлению агрессии у двоих.

Хотелось бы отметить, что у детей после коррекции агрессивного поведения посредством сказкотерапии значительно уменьшилось агрессивное поведение. Они стали более терпимыми к окружающим, более доброжелательными, уравновешенными, активными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. Они также научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, дети стали проявлять меньше агрессии в играх, и на занятиях.