Полный текст статьи
Печать

Постановка проблемы.

В системе образования Российской Федерации активно внедряются процессы электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) – стратегически перспективные направления образования. Это обусловлено, с одной стороны, потребностями общества и самой системы образования для подготовки востребованных кадров, и с другой стороны, принятием Федерального закона Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (утратил силу 1 сентября 2013 г. в связи с выходом новой редакции ФЗ №273 «Об образовании» [2]), в котором впервые (на законодательном уровне) определили основные понятия и требования к применению данных терминов, что означает значительное продвижение в этой сфере.

14 декабря 2012 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации прошло совещание по вопросам создания межведомственной рабочей группы по развитию ЭО, ДОТ при реализации образовательных программ в образовательных учреждениях. На совещании декан ФДО МГППУ Айсмонтас Б.Б. выступил с докладом "О задачах изучения психологических аспектов электронного обучения" [4]. Где он отметил острую необходимость изучения психологических аспектов в рамках взаимодействия в среде электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

По результатам совещания 26 декабря 2012 года был издан Приказ №1097 Министерства образования и науки РФ "О межведомственной рабочей группе по развитию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в образовательных учреждениях" [3]. Это послужило значительным шагом для развития электронного обучения в нашей стране.

  Проблемам, связанным с использованием информационных технологий в образовании посвящено множество исследований. Объектом исследований становятся: влияние информационных технологий на содержание обучения (И.В. Роберт, В.В. Кузнецов, А.П. Ершов, В.С. Леднев, Е.И. Машбиц, и др.); концептуальные основы современного образования в условиях информатизации (А.И. Субетто, В.П. Симонов, В.И. Зверева и др.); развитие современных информационно-коммуникационных технологий (А.А. Андреев, А.А. Ахаян, М.Ю. Бухаркина, Е.С. Полат, М.В. Моисеева и др.) [7].

Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем в исследовании электронного обучения является изучение его психолого-педагогических особенностей, определяющих выбор наиболее эффективных форм и перспектив его реализации. Психолого-педагогические проблемы общения и компетенции в общении, исследуются в трудах А.К.Маркова, О.И.Муравьева, Д.А.Ошанин, Е.И.Рогов, Г.С.Трофимова и др.; психолого-педагогические особенности процесса электронного обучения, сравнительный анализ обучающихся очного и электронного обучения рассматривают в своих работах Б.Б. Айсмонтас, Н.Ю. Марчук, В.В. Минаков и др.

Обсуждение.

Следует понимать, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологии могут быть использованы не только как самостоятельная форма обучения, но и в качестве дополнения к традиционному (очному) обучению.

В зависимости от степени насыщенности учебного процесса онлайн технологиями доставки контента и характера взаимодействия участников эксперты различают:

• традиционное обучение (без использования электронных технологий);

• традиционное обучение с веб-поддержкой (1-29% курса реализуется в сети: доставка контента, минимальное взаимодействие через LMS при выполнении СРС);

• смешанное обучение - blended-learning (30-79% курса реализуется в сети: комбинирует обучение в аудитории с занятиями в сети);

• полное онлайн обучение (более 80% курса в сети, часто совсем без очного взаимодействия) [1].

Кроме того могут быть использованы различные модели самого электронного обучения:

• очная форма + дистанционная;

• сетевое обучение (автономные курсы или информационно-образовательная среда – виртуальные кафедры, школы, университеты);

• сетевое обучение + кейс-технологии;

• обучение, построенное преимущественно на видеоконференцсвязи;

• и  другие.

 Разработка материалов для среды электронного обучения обладает высокой трудоемкостью, требует достаточного уровня квалификации и может быть успешной только при учете психолого-педагогических особенностей данной формы обучения.

Проанализируем особенности основных компонентов электронного обучения: взаимодействие субъектов образовательного процесса, организацию деятельности, личностные характеристики, контроль и оценку знаний.

Электронное обучение предполагает определенные коммуникации между субъектами образовательного процесса, поэтому предъявляются особые требования ко всем характеристикам взаимодействия – психолого-педагогическим, организационным, техническим. Большинство исследователей (Бейтс, Дэниел, Кабанова, Прохоров, Сьюарт и др.) обращают внимание на особое значение организации межличностного общения, также подчеркивается роль обратной связи в этом процессе. При организации обучения необходимо придерживаться следующих основных принципов эффективного взаимодействия: тщательная организация дидактического диалога; организация индивидуальной поддержки студентов (обучающихся), консультации, предоставление информации о предстоящих дистанционных событиях, о размещении новой информации в рамках курса; чередование интерактивной деятельности в оптимальном соотношении с самостоятельной работой [7].

Обучение может быть двух типов: синхронное или асинхронное. Синхронные обучение требуют одновременного участия преподавателей и обучающихся и их взаимодействия в режиме реальном времени (видеоконференция, онлайн трансляции, онлайн чаты и др.). Асинхронное взаимодействие отличаются большей гибкостью и дает возможность обучаемому самому выбирать удобное для него время для работы с материалом (электронная почта, подкасты, блоги, презентационный материал и др.). Два данных типа взаимодействия, в свою очередь, можно еще разделить на групповое (большие или малые группы) и индивидуальное, активное (диалог) и пассивное (без обратной связи).

Основной фактор, касающийся коммуникативной составляющей электронного обучения – студенты не должны чувствовать себя изолированными друг от друга, от преподавателя и от внешнего мира. Программа обучения должна подразумевать множество способов и приемов для создания атмосферы взаимодействия между участниками образовательного процесса. Общение педагога с обучаемыми – незаменимый компонент гармоничного психологического развития, позволяющий вносить значимые изменения уровня коммуникативной компетенции [8].

Для создания благоприятных условий обучения, необходим следующий фактор – организация электронного обучения, в которой можно выделить основные функции:

- поддержка учебных курсов (упор на практические задания, самостоятельная работа с информацией и др.);

- доставка учебного материала студентам (электронная почта, видео конференции, среда дистанционного обучения и др.);

- консультации (справочные материалы, возникающие проблемы);

- контроль знаний (тест, видео опрос, кейс технологии и др.);

- организация общения студентов (коллективные формы обучения).

От уровня организации процесса электронного обучения будет зависеть качество образовательной деятельности обучающихся и уровень усвоения учебного материала.

Общей характеристикой любых форм дистанционных образовательных технологий обучения является акцент на самостоятельную работу обучаемых и умение эффективно использовать свое время. Ю.А. Дубровская считает, что системообразующим фактором дидактической системы электронного обучения является педагогическое сопровождение как управленческие действия, направленные на развитие познавательно-практической самостоятельности студентов [6].

Имея вольный, практически ничем не регламентируемый график обучения, необходимо иметь большую самомотивацию и дисциплинированность для овладения дисциплинами и своевременного анализа материалов и выполнения заданий. Поэтому, образ человека, успешно использующего дистанционные образовательные технологии, немыслим без особенной мотивации, умения управлять своим временем, самодисциплины.

Следовательно, при создании различных средств электронного обучения необходимо еще на этапе их проектирования, а также при использовании их в учебном процессе, учесть наиболее важные психолого-физиологические особенности восприятия человеком информации, представленной в визуальной форме. Для повышения самоорганизации участников электронного обучения преподавателю необходимо уделять внимание организационным моментам (устанавливать точные сроки анализа материала и выполнения заданий, производить постоянный мониторинг активности обучающихся, организовывать установочные собрания или семинары по различным проблемным вопросам по необходимости и др.), что послужит повышению мотивации, и как следствие, развитию самостоятельности в процессе обучения [9,10].

Контроль знаний при дистанционном взаимодействии представляет некоторые сложности (неэффективность репродуктивного обучения и соответствующего контроля знаний; проблема аутентификации личности учащегося при контроле и др.). Тем не менее, в настоящее время, наибольшее распространение получило множество видов дистанционного контроля: рефераты (в электронном виде), эссе, индивидуальные проекты, автоматическое тестирование в онлайн режиме, онлайн экзамены и др.

 Оценка знаний в рамках электронного обучения наиболее эффективна при использовании балльно-рейтинговой системы, которая позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов. При организации балльно-рейтинговой системы оценки необходимо уделить особое внимание следующим основным особенностям: деление всего курса на блоки; введение контрольных мероприятий по содержанию курса / блока; установка контрольных точек; определение балльно-рейтинговой шкалы; доведение до обучающихся градации оценок, сроков сдачи работ, перевода баллов в итоговую оценку; открытый доступ для просмотра журнала прохождения контрольных точек и регистрации выполненных работ по тематике курса. При этом за определённые виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету, который переводится в традиционную систему оценок [5,7].

Психолого-педагогические особенности электронного обучения складываются из специфической опосредованной среды, особенностей взаимодействия в этой среде и организации информации в условиях опосредованного взаимодействия. Эти особенности предопределяют организацию данной формы обучения, применяемые средства и методы, а также формы контроля и оценочную деятельность образования.

Выводы.

В ходе нашего исследования мы рассмотрели основные психолого-педагогические факторы, которые необходимо учитывать при организации процесса электронного обучения, или использовании элементов дистанционных образовательных технологий:

Коммуникации (межличностное и групповое взаимодействие)

Организация (структура курса, поддержка)

Самоорганизация (личностные особенности, тайм менеджмент)

Контроль (контроль и оценка знаний)