Полный текст статьи
Печать

В современных условиях развития российского общества и рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Развитие социальной активности, приверженности руководства нужно начинать уже в дошкольном детстве. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различные мероприятия, сам. В этой связи, современная образовательная практика должна быть основана на личностно-ориентированное образование, которое ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где основное внимание уделено созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности и развития лидерского потенциала детей, важно найти эффективные пути и средства, которые способствуют формированию активной личности, ее самореализации в настоящем и будущем окружающей среды".

Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Г. Лебон, Г. Тард, М. Вебер, Г. Лассуэлл, Г. Моска, В. Парето, З. Фрейд, Н. Майкл и многие другие.

В современной западной социальной науке и литературе проблема лидерства представлена очень хорошо, она изучалась такими известными учеными, как Р. Богардус, Ж. Блондель, Б. Бас, Д. Дженнингс, К. Левин, Р. Стогдилл, Р. Такер, С. Хук, А. Герман и другие [1, с. 135].

"Дошкольный возраст-период активного развития ребенка. В это время начинают формироваться основы лидерских качеств. Они включают упорство и настойчивость, проявляющиеся в желании добиться успеха, несмотря на трудности и неудачи; решимости, которая характеризуется отсутствием колебаний и сомнений в конфликт мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, избегая конфликтных ситуаций, умение подавлять эмоции и искушения; самостоятельность, дисциплинированность и ответственность. Только на основе волевых качеств можно добиться успеха" [2, с. 102].

Проблема формирования и развития лидерских качеств, в том числе дошкольников, занимались многие ученые, в том числе: Ю. К. Чернышенко, Е. И. Геллер, И. П. Волков, л. И. Уманский, Б. Д. Парыгин, А. С. Чернышев и другие.

"Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Кроме наследственности на развитие человека существенно зависит от окружающей среды. Это реальность, в которой это развитие происходит. На формирование личности влияют различные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные и семейные" [3, с. 122].

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Образование-это основной путь формирования личности. Эффективность образования-это целенаправленное, систематическое и умелое управление. Слабость воспитания заключается в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Это определяет роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором, которым является активность личности. Это касается всего многообразия занятий человека, все то, что он делает. Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, объектам [4, с. 18].

Одним из средств формирования лидерских качеств личности старшего дошкольника является обучение. Познание природы, общества и самого себя делает человека свободным. Кроме того, знание делает человека сильным, уверенным в своих силах, способен изменять внешний мир для удовлетворения Ваших потребностей. Только люди с достаточными знаниями, могут обеспечить развитие общественного производства на основе науки, и, таким образом, чтобы быть лидерами.

Таким образом, все факторы развития личности и лидерских качеств находятся в определенной взаимозависимости. Их влияние, иногда противоречивые, внешние и внутренние условия формирования и развития человека. Проблема воспитания лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, как будут сформированы его лидерские качества, зависит его дальнейшая учебная, карьера, его судьба и место в жизни. В дошкольном возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. И характер речи и выразительного общения будет определять меру и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни [5, с. 68].

Стать лидером - это долгий процесс и очень сложный, так что в начале формирования и развития лидерских качеств, тем быстрее человек способен ответственной деятельности. От учителей, воспитателей, многое зависит в этом плане. Если вы спросите детей: "кто в Вашей группе?", они обычно выбирают ребенка, который интересуется окружающим, стремится участвовать во всем, но не обязательно успешен в учебе. Из-за этого, можно и нужно сделать вывод, что лидерские качества у детей не всегда идут вместе с прилежным поведением и хорошими оценками по предметам. Лидерство ребенка легко узнать по следующим основным признакам:

- принадлежность к группе;

- положение ребенка в классе (он имеет высокий статус);

- нормы и ценностей группы и лидера совпадают, другими словами, лидер может отражать и выражать интересы группы, в которой он находится;

- способность лидера оказывать влияние на группу - лидер может влиять на поведение и сознание членов группы;

- источник выдвижения лидера в группе - это система личных отношений, который, безусловно, явным лидером.

Интересный феномен, что лидерство следует рассматривать в виде определенного набора личностных качеств: физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные), личностные. Эти особенности дают лидерам возможность выдвинуться, занять лидирующую позицию и удерживать власть именно благодаря наличию этих качеств. Однако, ребенок может стать лидером в классе, если некоторые из этих качеств преобладает в его природе" [7, с. 93].

Тихомирова Е. И. характеризует ребенка-лидера с позиции мобильности, которое обеспечивает ребенку стабильное лидерство и лидерские позиции [6, с. 65]. Стабильные лидерские позиции ребенка, характеризуется появлением таких наблюдаемых качеств как активность, инициативность, способность принимать решения быстро и самостоятельно. Неустойчивое лидерство зависит от ситуации, в отличие от стабильного руководства. Ребенок в этой позиции проявляется, когда внешнее одобрение (похвала, поощрение), он нуждается в поддержке окружения, он менее способен сопротивляться обстоятельствам. Организация внешнего окружения взрослых немаловажно. К сожалению, в старшей дошкольной группе редкость проявление личной инициативы детей и самостоятельного принятия решений в силу некоторых причин:

-во-первых, дети дошкольного возраста сильно ориентированы на мнение воспитателя, что характерно для психологии детей дошкольного возраста;

-во-вторых, приоритет инициативы воспитателя, боязнь отрицательной оценки от других подавляет личную инициативу. Проблема подавления взрослыми инициативы ребенка дошкольного возраста, остро стоит не только в детском саду, но и в начальной школе. Решение определяется двумя взаимосвязанными процессами: повышение профессионализма педагогов и развитие лидерских качеств дошкольников.

Исходя из выше обозначенного, дети старшего дошкольного возраста могут реализовать свой лидерский потенциал в различных направлениях и это в первую очередь связано с особенностями личности ребенка, атмосферой в детском коллективе, окружающих, отношения педагогов, семьи, и других внешних обстоятельств.