Полный текст статьи
Печать

Современное российское общество можно охарактеризовать как стремительно развивающееся, инновационное, преобразующие и предоставляющее возможность для самореализации.

В соответствии со стратегией развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года главной целью государственной политики является формирование конкурентоспособного молодого поколения россиян, достижение экономической, социальной и культурной конкурентоспособности российской молодежи [1].

Таким образом государство нацелено на поддержку талантливой и лидерски одаренной молодежи.  Но в тоже время возникает проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров.

Проблема лидерства была проанализирована в работах A. В. Батаршева, Б.Ф. Ломова, Л.М. Митиной, А.В. Петровского, B. М. Шепеля и др. Специальный интерес представляют исследования, посвященные явлениям лидерства в коммуникативной деятельности (В.К. Дьяченко, А.В. Мудрик, С.Ю. Курганов и др.).

Также хотелось бы отметить, что от объективности самооценки зависит благоразумность, эффективность и результат от принимаемых решений того человека, которого признают лидером и который несет ответственность за адекватность принимаемых решений.

Изучением проблемы самооценки занимались такие авторы, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, У. Джемс, З. Фрейд, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Бернс, В. Франкл и др.

В нашем исследовании мы будем рассматривать проблему взаимосвязи самооценки и лидерских качеств в юношеском возрасте. Так как ее разрешение может поспособствовать разработке программы по выявлению людей, обладающих лидерскими качествами, которые за счет своей объективной самооценки по завершению обучения могут составить кадровый резерв в профессиональной области управления и администрирования.

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи самооценки и лидерских качеств в юношеском возрасте. Гипотеза настоящего исследования основана на предположении о том, что существует взаимосвязь самооценки и лидерских качеств.

С целью проверки данной гипотезы было проведено эмпирическое исследование, а котором приняли участие студенты 2-3 курсов факультетов социокультурной деятельности и хореографического, обучающиеся по программе среднего профессионального образования, ГБОУ ВО «Южно-Уральского института искусств им. П.И. Чайковского».

В исследование приняли участии 43 человека 17-21 года, из них 12 юношей и 31 девушка.

Исследование осуществлялось при помощи следующих методов: теоретический анализ литературы по теме исследования, психодиагностический метод (психологическое тестирование: методика исследования самооценки личности С.А. Будасси; методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин); тест «Я лидер» (А.Н. Лутошкин); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной (шкалы «свобода» - «власть»); методы математической статистики (корреляционный анализ r-Спирмена).

В рамках теоретического рассмотрения проблемы мы остановимся на понимании самооценки, как компонент самосознания, который имеет рефлексивную природу, включает в себя следующие элементы: образ «Я-реального», «Я-идеального», результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию [2, с. 274]. Самооценка – есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального «Я». Самооценка выполняет следующие функции: регуляторную и защитную. Благодаря им самооценка влияет на развитие личности, социальное поведение, а также на деятельность и взаимоотношения с окружающими [3].

Под лидерскими качествами мы будем понимать способность, подготовленность и стремление личности оказывать влияние на группу или отдельных ее представителей с целью регулирования поведения последних. При этом отмечается, что лидер должен реально оценивать свои лидерские способности и учитывать сложность внешних факторов; лидерство представляет собой достаточно сложное образование и предполагает наличие в структуре личности лидера комплекса навыков, качеств и характеристик [4, с. 244].

В ходе проведенного эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и лидерских качеств в юношеском возрасте были получены следующие результаты (рисунок 1). 

Рисунок 1 - Результаты методики исследования самооценки личности С.А. Будасси

Графически представленные результаты можно посмотреть на рисунке 1.

По результатам прохождения методики исследования самооценки личности С.А. Будасси средний уровень самооценки равен 0,65. Также мы можем сделать выводы о том, что доля испытуемых с адекватной самооценкой составляет 68%, соответственно 32% испытуемых с неадекватной самооценкой (16% - заниженная, 16% - завышенная).

В плане взаимосвязи самооценки и лидерских качеств нам стоит отметить тот факт, что в онтогенезе человека самооценка формируется под влиянием оценки других людей, в первую очередь родителей. Адекватное оценивание личности человека способствует повышению активности личности, уверенности в себе, а также эффективности и интенсивности выражения лидерских качеств [5, с.10].

По результатам выполненного исследования для данной выборки мы можем сделать следующие выводы.

Юношеский возраст является периодом, в котором обнаруживаются и интенсивнее проявляются лидерские качества, а также происходит формирование самооценки.

Нами было обнаружено, что взаимосвязи самооценки с заявленными лидерскими качествами (умение определять развитость лидерских качеств, осознание цели (знаю, что хочу), умение решать проблемы, наличие творческого подхода, влияние на окружающих, знание правил организаторской работы, организаторские способности (шкала теста «Я лидер» (А.Н. Лутошкин), организаторские способности (шкала методики «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин), коммуникативные способности, установка на свободу, установка на власть) не существует [7, 8, 9].

Поэтому мы можем утверждать, что самооценка для лидера в юношеском возрасте не является системообразующим элементом.

То есть вне зависимости от уровня самооценивания возможно качественное проявление лидерских качеств. И как следствие, нет взаимосвязи самооценки и лидерских качеств в юношеском возрасте.

Соответственно, наша гипотеза не подтверждается о том, что существует взаимосвязь самооценки и лидерских качеств в юношеском возрасте.

Мы не утверждаем, что такие же результаты будут и при следующем проведении исследования уже на другой выборке.

Поэтому данная проблема остается не до конца изученной, и мы видим ее раскрытие в проведении дополнительных исследований.