Полный текст статьи
Печать

10% из того, что мы ЧИТАЕМ

20% из того, что мы СЛЫШИМ

30% из того, что мы ВИДИМ

50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ

70% из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими

80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично

95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому- то еще

Уильям Глассер

Современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, которые широко, интенсивно и эффективно используются во всех сферах человеческой деятельности. Для миллионов людей компьютер стал привычным атрибутом повседневной жизни. Появилось новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона или телевизора. С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» необходимо перенести  акцент в образовательном процессе от передачи знанийкформированиюкомпетенций обучающихся, личностно-ориентированному подходу, созданию условий для практического применения полученных навыков в повседневной жизни.                                                                              

В условиях современного общества выпускник средней школы должен обладать определенными качествами: коммуникативность, креативность, гибкость, самостоятельность, умением грамотно работать с информацией, использование современных технологий  для решения поставленных задач.                                    

Одним из новых средств обучения в современной школе является активное применение ИКТ. Современное интерактивное оборудование позволяет эффективно осуществлять организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников, развивать критическое мышление, культуру общения, умение выполнять различные социальные роли.                                                                                        
Такое оборудование, включающее в себя персональный компьютер, мультимедиа проектор и интерактивную доску  SmartBoard, в комплекте с программным обеспечением SmartNotebook 11, и было установлено в кабинете истории в нашей школе. Интерактивная доска  позволяет интенсифицировать темп  урока, повысить интерес и мотивацию к изучаемому предмету, усилить индивидуализацию обучения, улучшить эффективность подачи материала и использовать  неограниченные ресурсы.   Интерактивная доска может использоваться в разных видах педагогической деятельности:

Мультимедийные средства могут  использоваться на каждом этапе урока:

Этап формирования мотивации обучающихся к деятельности по освоению нового материала.

Одним из аспектов такой мотивации является природное любопытство детей. Невозможность объяснить увиденное из-за недостаточности знаний пробуждает в них азарт к обучению.
Например, при демонстрации картин  Олега  Шупляка у учащихся тут же возникает вопрос: “Что же изображено на картине?” К этому вопросу мы возвращаемся по мере изучения темы ни один раз.  
Функции интерактивной доски позволяют оперативно, используя ссылку вернуться к этой картине. Важным преимуществом в работе с интерактивной доской является значительная экономия времени, которую обеспечивают интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс, удобство и простота навигации.

Этап активного и сознательного усвоения новых знаний.

Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.
Основным средством активизации обучения является самостоятельная работа школьников.Например, самостоятельно учащиеся выводят направления деятельности отделений Его Императорского Величества канцелярии, используя при этом инструктивный план, созданный в виде презентации в программе Microsoft Power Point и демонстрируемый в режиме Офис на интерактивной доске.

Этап организации активной познавательной деятельности учащихся при систематизации, обобщении и закреплении учебного материала.

Одним из условий достижения положительных результатов является применение различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности обучающихся.

Использование интерактивных моделей при выполнении практических работ  

- Подготовка к экзаменам, формирование умений и навыков при выполнении тренировочных заданий.

Использование инструмента “Шторка” позволяет скрыть решение или ответы к заданию, что применяется при поэтапной или самостоятельной проверке решения.

Учащимся могут быть предложены следующие задания:

Перемещая объекты, заполните таблицу « Формы собственности общества» . 

Заполните таблицу, перемещая буквы, соответствующие правильным ответам теста.

Работа с картой. 

Расставить события в хронологической последовательности. 

Использование инструмента “Интерактивное перо”  во внеурочной деятельности  любого  педагога позволит активизировать познавательную активность обучающихся,  заинтересовать  детей в совместной работе. 

Организация выступлений учащихся с мультимедийным сопровождением.

В основе этой работы лежит использование метода информационного ресурса, основная цель которого- закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации обучающегося в огромном количестве самой разнообразной информации. Главное достоинство этого метода -возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Деятельностью ученика при подборке и систематизации мультимедиа-ресурсов, оформлении презентации руководит учитель.Интерактивное устройство дает возможность работать непосредственно у доски, без использования мыши и клавиатуры, что делает сообщение учащихся более зрелищным, приучает их к публичным выступлениям. Результатом организации такой работы явились презентации “Культура начала 20 века”, “Внутренняя политика Николая I ”.                         Конечно, на первом этапе время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски увеличивается, но постепенно накапливается методическая база, которая значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.                    
Таким образом, применение интерактивной доски SmartBoard на разных этапах урока  с целью развития образовательного пространства помогает не только создать позитивный эмоциональный настрой и положительную рефлексию, но и обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.                                                                                                           
В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Помочь учителю в решении этой непростой задачи как раз и призвано использование в процессе обучения возможностей интерактивной доски.                                                           
Но все же в ряде случаев важно отдавать предпочтение традиционным методам обучения, средствам наглядности. Современные компьютерные технологии должны помогать обучению предмету, а не заменять его.

    Компьютер никогда не заменит общения с настоящим, реальным учителем.