Полный текст статьи
Печать

Проблема взаимодействия семьи и школы является несомненно актуальной. Современные родители зачастую неправильно видят «благо» для своих детей. Они работают днём и ночью, обеспечивая своих чад материально всем самым необходимым, лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизни не вкладывают самое главное и самое дорогое – моральные ценности, полностью полагаясь в воспитании на школу. Школа, в свою очередь, говорит о роли семьи в воспитании. Нет, не с целью переложить ответственность, просто, как говорил Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» [13]. И, если в семье принято уважать старших, то ребёнок будет это делать и вне дома.

 Самый главный пример для любого ребёнка его родитель – самый лучший, самый важный; тот, который на его взгляд, всегда поступает правильно. И детям хочется подрожать во всем.  Родители не должны забывать об этом: следить за каждым сказанным словом, за каждым действием, за каждым поступком.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» [12]. Являясь представителем той и другой стороны, поэтому объективно могу сказать, что неважно кто должен сделать больше: семья или школа, главное, чтобы оба этих   коллектива работали вместе ради всестороннего развития личности ребёнка.

И. Кант [14, s.9] еще в 18 веке в своей лекции по педагогике говорил: «Человек, единственное существо, которое должно быть воспитано»

И .Кант в   своей работе объясняет точно термин образования, необходимо также учитывать, что кроме   этой теории существуют и другие. Общим для этих теорий является то, что человек воспитывается и поэтому результат в каждом конкретном случае отличается.

Согласно всем нормативным требованиям   сотрудничество   семьи и школы необходимо. Цели образования меняются на протяжении истории, что сказывается на сотрудничестве между школой и семьей.

В настоящее время обсуждается в образовательной политике ФРГ, изменение школьной системы. Речь идет и о том, что школьная система должна быть заменена общей образовательной системой. (Gesammtschule) При этом речь идет в первую очередь об взаимоотношениях между учеником и учителем.

          Изменения касаются перехода на полный рабочий день и без домашнего задания. В настоящий момент можно говорить только об отдельных школьных днях без домашнего задания.

Изменение системы школьного образования требует, соответственно, осмысления в каждой отдельной федеральной земле, обсуждаются «воспитательные обязанности» школы и семьи.

Возможно рассмотрение данного вопроса с точки зрения сотрудничества семьи и школы по теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель описывает свою модель. Эта модель делится на три части:

  • семью
  • школу
  • окружающий мир

Это означает, что ребенок является сначала частью семьи, в которой он безоговорочно любим, но также находится под контролем со стороны родителей, что может рассматриваться также как условие для поступления в школу. Гегель исходит из того, что ребенок проживает в возрасте от 6 до 18 лет (если говорить о школе) в обеих сферах. Это означает, что ребенок остается частью семьи, но одновременно он вторая   личность, он   еще и   ученик. В семье ребенок может испытывать защищенность и иметь собственный круг интересов. Будучи школьником, ученик должен выполнять поставленные задачи своего преподавателя. Эта сфера является для учебного процесса ребенка важной, потому что он может впервые   знакомиться с наукой, научно-исследовательской деятельностью.

        Cследует отметить , что ребенок в ФРГ имеет возможность  посещать школу полного дня. Благодаря этому можно узнать, что человек рассматривается в первую очередь с экономической точки зрения. На переднем плане то, что ребенок должен получать требуемые услуги. Благодаря быстрому прогрессу и новым технологиям ребенку сложно без подготовки окунуться в неизвестный ему мир. Было бы весьма продуктивно обучение через школу полного дня. Ценно, что общество дает такую возможность для образования. Кроме того, потребность в квалифицированном персонале, который будет выполнять потребности общества   через эту школу увеличивается. Так как родители надеются на своих детей и хорошее будущее, и предполагают, что школы полного дня поддерживают детей и дают   лучшее   образование учащимся, и можно видеть эту модель школы как облегчение семье. При этом надо задуматься, однако, является ли расширение преподавания на весь день, лучшей профессиональной подготовкой. Кроме того, необходимо знать, как семья видит будущую судьбу ребенка в профессиональном обучении.

Ребенок ведет себя в школе по-другому, чем в семье, поскольку требования к ребенку в ОУ   являются другими, причем они оба влияют на просветительный процесс ребенка. Отсюда вопрос, каким образом образовательное учреждение и родители могут воздействовать на ребенка вместе? Должны ли? Где границы такого сотрудничества?

Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители. Необходимо выделить, что начальная школа в Германии всегда располагается в отдельном здании, а также существуют различные типы школ:

  • Hauptschule
  • Realschule
  • Gymnasium

И это очень важно для обучения, т.к.  в классе находятся дети с одинаковым уровнем знаний.

Одной из других целей, вытекающих из вышеуказанной следует отметить:

• повышение статуса семьи и статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;

• создание условий для выполнения семьей таких функций как -воспитательная, психологическая, жизнеохранительной;

• утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимовыручка и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых - здоровье; активная трудовая и общественная деятельность; познание, развитие и творчество; передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.

Из вышеуказанного вытекают следующие задачи:

  • обеспечение охраны прав детей в их процессе жизнедеятельности;
  • влияние на формирование стереотипов здорового образа жизни и  профилактика вредных для здоровья привычек;
  • формирование системы социально-педагогических услуг
  • психолого-педагогических услуг, которые направленны на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных отношений;
  • предупреждение детской безнадзорности и асоциального поведения;
    • координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи

и детей.

Все это можно достичь при условии создания открытых образовательных систем, способных обеспечить содействие семье и других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказывающих всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье.

 Взаимодействие определяется взаимными интересами семьи и образовательного учреждения. Безусловно успешно они складываются, когда обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.

Эффективность взаимодействия обеспечивается и опорой на психолого-педагогические принципы:

  1. научность,
  2. единство действий,
  3. связь с жизнью,
  4. диагностикой,
  5. использование идей и средств народной педагогики, как «азы» домашнего воспитания
  6. выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.

 

 Главные направления работы школы с родителями:

- повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;

- консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы и согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;

- организация социально-педагогической помощи семье, а также совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования и воспитания подрастающего поколения.

Итак, взаимодействие с родителями – это особый вид педагогической

деятельности, который необходим как семье, так и школе. Между тем, продуктивность сотрудничества зависит, прежде всего, от педагогов как специалистов в области образования. Педагогически грамотное обращение школы с этой инициативой, способно привести к значительному усилению эффективности её работы.