Полный текст статьи
Печать

Ф. И. Буслаев  в своей работе «О преподавании отечественного языка в 1844 году  утверждал: «Способ преподавания двоякий: или заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его, или же предмет преподаваемый дается ему готовый, без всякого с его стороны стремления. Так как язык, кроме знания, предполагает и умение: потому и ответственная грамматика не довольствуется только развитием природного дара слова, но  руководствует ученика в искусстве читать, говорить и писать. Все это искусство должно быть основано на практических упражнениях».

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков, обобщен опыт работы по избранной теме. В своей работе использую готовые разработки и создаю их сама.

Уроки-портретные очерки, посвященные ветеранам ВОв, весьма актуальны

-        с точки зрения социальных процессов, т.к. значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период – в связи с утратой людьми нравственных ориен­тиров в собственной жизни, что отражается на растущей инфантиль­ности части молодёжи, ее агрессивности, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами ста­новятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает необхо­димость повышения уровня патриотического воспитания; 

-        с точки зрения общепедагогических процессов

Образ школьной жизни ученика во многом зависит от усилий педагога.

Я заинтересована в том, чтобы мои ученики росли идейно зре­лыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Поэтому я сторонник не аспектного, а всестороннего, комплексного процесса воспитания и считаю, что при грамотном, творческом подходе к про­цессу воспитания говорить о приоритетности какого-либо из направ­лений воспитательного процесса неуместно, так как разнообразие воспитательных ситуаций, выбор методов, приемов их решения, обос­нованное целеполагание каждой из них представляют собой синтез целого ряда характерных особенностей всех направлений – как нрав­ственного, эстетического, так и патриотического. И опыт моей работы –  подтверждение тому.

И именно поэтому мне, как учителю русского языка и литературы и как класс­ному руководителю 9-го класса, хочется воспитать в каждом из моих учеников следующие качества:

-     гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжела­-
тельность по отношению к другому человеку;

-     доброту как источник чувства, действия и отношения к окру-­
жающему миру;

-     ответственность как моральную готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;

-     долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанно­стей перед государством, обществом, людьми и самим собой;

-     совестливость как регулятивную основу всей жизнедеятель­ности человека;

-     чувство собственного достоинства как нравственное само­утверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому чело­веку;

-     гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с Отечеством, причастности к его судьбе.

 

Новизна опыта.

В организации учебно-воспитательного процесса в классе мне во многом помогает моя специальность (учитель русского языка и лите­ратуры), ибо невозможно воспитать личность ребенка, не научив его ценить культуру, традиции, язык родной страны.

Этому помогают  нестандартные уроки с элементами творческих заданий. На протяжении нескольких последних лет работы в школе я стала практиковать уроки с привлечением материалов школьного музея, архивных документов, воспоминаний очевидцев о прошедших событиях.

Для меня такие уроки – это целый комплекс учебных и воспитательных мероприятий. На мой взгляд, лишь совокупность языка,  литературы, музыки, внеклассных мероприятий способна дать определенный результат по данному направлению.

Такие уроки и мероприятия предусматривают активную исследовательскую, проектную деятельность обучающихся, однако  главное заключается в том, что именно в процессе этой работы я имею возможность наполнить знания моих учеников личностным смыслом  о героях ВОв путем создания условий для сопереживания. 

 

Цели опыта.

Воспитать в детях интерес и уважение к истории нашей страны и к людям, которые, будучи  нашими современниками, стали свидетелями  исторического прошлого –  очень сложная задача. Работа должна быть организована на высоком уровне не только с точки зрения методики преподавания предмета, но и на точном подборе материала, высоком его эстетическом уровне. При обязательном условии – заинтересованности учителя и детей в этом процессе. Так как основной задачей, ре­зультатом своей работы я вижу не только грамотность ученика, но и его духовный рост, повышение уровня его нравственности, воспита­ние патриотизма.

 

Система работы.

Девятый  класс –  особенный, и, наверное, каждому педагогу при­ходилось не раз проживать вместе с учениками этот сложный возрас­тной этап. Этап становления, этап взросления, зарождения юношеского максимализма. В этот период возрастает интерес учеников  к окру­жающему миру, и поэтому я во время проведения урока решаюсь за­тронуть очень  серьезные темы.

К примеру, в канун очередной годовщины Сталинградской бит­вы, 2 февраля, я провожу урок  развития речи «Солдаты Победы», совмещая его сразу с несколь­кими мероприятиями.

 

Первое – это экскурсия в школьный музей боевой славы, где рассматриваем фронтовые треугольники солдатских писем, читаем воспоминания, мемуары, вспомина­ем наших ветеранов.

Вторым мероприятием является урок литературы, на котором мы с детьми читаем и обсуждаем главы из книги В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Ближе к Дню Победы готовим урок-концерт «Сороковые-роковые…» (лирика ВОв).

Наконец, я провожу классный час «И помнит мир спасен­ный...», который подчинен по теме героического наследия целому ряду воспитательных мероприятий. Он проходит в форме круглого стола с чаепитием, и, самое главное, на него я приглашаю ветеранов Вов, людей, переживших суровые военные годы.  Ветераны делятся воспоминаниями, поют песни ВОв, а мы с учениками, в свою очередь,  представляем подборку из военной лирики. И наш классный час превращается в литературно-музыкальную гос­тинную.

Одним из следующих этапов патриотического воспитания становится общешкольный смотр строя и песни. В парадной форме, хоро­шо подготовленные, мои ученики всегда выступают  достойно.

Итак, урок «Солдаты Победы»  – это учебное занятие по созданию портретного очерка.

Этапы урока.

Одним из этапов урока стала работа по опережающему домашнему заданию.

Первая группа делала подборку афоризмов, пословиц, поговорок, где говорится о внешности человека, его внутреннем мире. Проделанная работа поможет в написании домашнего сочинения. Вторая, наиболее подготовленная группа учащихся, работала над созданием элементов портретного очерка.  Ребята работали с  фотографическими портретами, документальными материалами, взятыми из школьного музея, они лично знали людей, о которых пойдет разговор.

Затем идет обсуждение творческих работ учащихся, комментарии к ним, редактирование. Отмечается, что выступающие эмоционально, живо выразили свои воспоминания о  ветеране, изложили свои впечатления от встреч с этим человеком, однако портретный очерк требует того, чтобы в нем прозвучали и факты биографии героя, описание внешности человека, уместно процитировать его воспоминания. 

Далее ребятам предлагается отредактировать статью для школьной газеты, написанную по воспоминаниям ветерана войны (приложение № 1). Необходимо было выправить текст статьи, предназначенный для школьной газеты, который еще не прошел редактирование, правку как орфографии и пунктуации, так и речевых, стилистических недочетов. Текст составлен на основе воспоминаний ветерана ВОв капитана Пугачева Михаила Ивановича, командира стрелкового взвода 95-75 Гвардейской дивизии.

Беседа по предложенному материалу включала следующие вопросы:

- Что, по вашему мнению, соответствует портретному очерку?

Очень хорошо представлен боевой путь ветерана, говорится о боевых операциях, фронтовых друзьях, материал несет эмоциональную окраску, выражено отношение  к происходящим событиям.

- Чем можно было бы дополнить портрет этого человека?

Учащиеся отмечают, что в очерке уместно описать внешность М.И. Пугачева,    рассказать о фактах довоенной и послевоенной биографии этого человека, раскрыть какие-то черты характера (оптимизм, трудолюбие, упорство в достижении цели, умение ценить жизнь и радоваться каждому прожитому дню и т.д.). В статье имеются речевые недочеты и штампы («какое задание выполнять я не знал», «окопы и все остальное было выкопано заранее рабочими и крестьянами», «и мы побежали, среди бензобаков, к реке», «произведена автоматная очередь» и т.д.). Заголовок («Воспоминания») не несет конкретной информации.

Портретный очерк дополняют выступления учащихся и экскурсоводов школьного музея, собравших дополнительную информацию о ветеране Пугачеве М.И.

 

Вывод (делают учащиеся) после редактирования и дополнений представляет следующее: 

-        Чтобы ярко и образно создать портретный очерк, необходимо видеть за внешностью человека его образ жизни, строй мыслей, его отношение к окружающим и других людей к нему, раскрыть черты его характера.

-        Нужно знать эпоху, в которой жил человек, и те обстоятельства, в которые попадает он.

-        За внешними атрибутами (одежда, материальное благополучие  или отсутствие оного) необходимо видеть в  людях их неповторимость и уникальность («каждый человек – это мир»).

-        Желательно при создании портрета человека учитывать его окружение, социум, его умение или неумение (нежелание) жить в этом окружении, причины данного явления.

-        Нельзя полностью отождествлять творческую личность (писателя, поэта, актера) с созданным им героем.

 

Данный урок развития речи – одно из занятий по созданию портрета человека. Все они проходят в русле развития у школьников навыков проектной, исследовательской деятельности. Так, в 5-6 параллели ребятам предлагается рассказать о близких им людях, в жизни которых нашла отражение биография страны. В 7-8 классах проходит урок «Улица героя». В Волгограде практически каждая улица носит имя героя ВОв. Дети должны знать историю своего города и тех, кто отстоял его. 

Приложение № 1

      Воспоминания. (Текст дается без редактирования).

До начала 17 июля 1942 года, начала Сталинградской битвы, второе Орджоникидзевское военно-пехотное училище находилось в Ремонтненском районе Ростовской области. Оставалось два дня до государственных экзаменов как курсантов подняли по тревоге, посадили в вагон и повезли в Сталинград, потом от Сталинграда в сторону Ростова, за Доном, в степи, их высадили, это было 17 июля 1942 года, пошли на север от железной дороги по руслу реки Чир. Пугачев М.И. командовал минометным отделением, воинское звание-сержант. Из оружия был только миномет, из боеприпасов 6 мин. Все это несли курсанты отделения. Куда идти, какое задание выполнять никто не знал, командира взвода и роты так же никто не видел, вдруг, выходя с соседнего села начали стрелять из танков. Слышались крики: «Мама, я умираю». Были убитые и раненые. Не дождавшись команды командира взвода, Пугачев принимает сам решение, определяет расстояние до противника, выстрелили все мины они, вместе с другими пошли в наступление. В пути им встретились артиллеристы, которые из 76 пушек стреляли тоже по прорвавшимся немецким танкам. У немцев, видимо, снаряды кончились они вызвали авиацию. Когда Пугачев  увидел на горизонте звено самолетов, то крикнул минометчикам, чтобы они отбежали от батарей метров на 40-50 и легли на землю. Он тоже побежал, лег на спину. По самолетам никто не стрелял, зениток не было. С высоты 200-300 метров они сбрасывали бомбы на батарею, постреляв из пулеметов, улетели. Один солдат шел по берегу с окровавленной ногой. Он попросил Пугачева уловить плывущий, как он сказал, сапог. Михаил не помнил, сколько времени не ел, сколько не спал, но и думать об этом не было возможности: с высокого берега реки немцы стали стрелять по солдатам, переплывавшим Дон. И все-таки Дон надо было переплывать, чтобы не угодить в плен. Положение было тяжелое. Много солдат утонуло в реке, было убито немцами. Пугачеву хватило сил и везения переплыть Дон. Вышел он с островка на берег и пошел к близлежащему населенному пункту, на окраине встретил солдат, которые сушили одежду, ели арбузы. В селе он повстречался с другой группой солдат, отставших от своих частей. Они дали парню поесть хлеба с капустой. Перед вечером решили послать одного солдата попросить у донских казачек молока, но молока он не принес (то ли не дали, то ли сказали, что нет). Решили идти дальше. По пути встретили заград отряд. Их спросили, из какой части и направили в расположение частей.

Вскоре Пугачеву М.И. присвоили воинское звание лейтенант, потом отправили в 95 стрелковую дивизию. Дивизия, понеся большие потери на Мамаевом кургане, занимала оборону в районе завода «Баррикады».

10 ноября 1942 г. с 23 часов до 2 часов ночи Михаил проверял посты. Через несколько минут после проверки была произведена автоматная очередь, лейтенант был ранен, однако смог увидеть двух ползущих к окопам немцев с гранатами наготове. От ранения в руку Пугачев не мог вырвать чеку в гранате, вырвал зубами и кинул, она попала между голов немцев. Взорвалась, тишина. Затем о ранении было доложено командиру полка Н.П. Бударину. Отправили на переправу. На переправе видел десятки раненых, лежавших на носилках. Когда всходил по трапу на катер был сбит толпой раненых и попал бы в ледяную воду, ведь было 11 ноября, его успел схватить за воротник шинели раненый моряк и поставил впереди себя. Рана оказалась не опасной, Михаил несколько дней пробыл в медсанбате и вернулся в полк, где стал командовать минометной ротой.