Многие дети любят путешествовать, узнавать что-то новое. Но если ребенок путешествует с экскурсоводом, который показывает то, что входит в экскурсионную программу, у ребёнка не остаётся выбора: приходится смотреть то, что предлагают его вниманию. А что если путешествовать с педагогом, который помогает ученику понять, про что ему интересно узнать во время путешествия?
В своей работе мы уже не первый год используем технологию образовательного путешествия. Цель путешествия - ответить на вопрос, индивидуально значимый для каждого ребенка, отправляющегося в путешествие. Образовательное путешествие существенно повышает интерес детей к познанию, собственному развитию. Организовываем путешествие так, чтобы ребята ощущали себя участниками настоящей серьёзной «экспедиции», для этого подключаем возможности сетевого взаимодействия наших образовательных организаций через сеть Интернет.
В начале учебного года в ходе скайп-конференции совместно с ребятами формулируем темы, актуальные для них, т.е. определяется маршрут образовательного путешествия. Нами было выбрано путешествие в «Страну Здоровья». Составили план – карту, которая содержала следующие остановки (вопросы, которые интересовали ребят):
- Что влияет на наше здоровье.
- Здоровье и личная гигиена школьника.
- Хорошие и плохие привычки.
- Почему человек болеет. «Советы бабушки Яги при простуде»
- Режим дня.
- «Разговор о правильном питании».
- Правила ухода за зубами.
- «В здоровом теле – здоровый дух».
- Правила техники безопасности.
Весь учебный год мы совершали путешествие по интересной, полезной и познавательной стране. На каждой остановке ребята открывали для себя, что-то новое и интересное. Так, например, остановка «Что влияет на наше здоровье». На этой станции ребята узнали факторы, которые влияют на здоровье человека. Многие из них удивились, ведь для учеников 1-го класса здоровье связано в основном только с болезнью человека (не болеет человек – значит здоров). Дети рассказали о своих семьях, о традициях в семье. Ребята с большим интересом знакомились с близкими людьми своих одноклассников и сверстников из другого региона, задавали вопросы.
На остановке «Хорошие и плохие привычки» мы определяли, какие привычки хорошие, а какие плохие и даже вредные. Ребята рассказывали о своих привычках и обсуждали, к какой группе их отнести. В процессе споров и обсуждений нашли несколько способов, как избавиться от своих вредных привычек. А на остановке «Режим дня», каждый составил свой режим дня с учетом полученных знаний и рекомендаций.
Или остановка «Разговор о правильном питании». Не секрет, что рациональное питание – основа правильного физического и психологического развития ребенка, один из существенных факторов в профилактике различных заболеваний. Навык полноценного питания закладывается в детстве. Поэтому мы не оставили без внимания этот вопрос. Ребята познакомились с рациональным питанием, с полезными продуктами, с национальной кухней разных народов (ведь наш коллектив путешественников многонациональный!). Приходя каждый день в школьную столовую, они говорили о полезности предлагаемых продуктов. Детей так заинтересовал этот вопрос, что они продолжили узнавать о полезных продуктах в малых группах в ходе проектной деятельности. Например, Поддубная Арина решила больше узнать о пользе молока и что из него делают. Она так увлекла ребят, что они тоже подключились к поиску интересной и нужной информации.
На остановке «В здоровом теле – здоровый дух» детей заинтересовало «спартанское воспитание» и первые олимпийские игры. Ребята сами и помощью родителей находили и придумывали комплекс физических упражнений, предлагали их другим, чтобы быть здоровыми, сильными и выносливыми. Здесь пригодилась и информация об олимпийских объектах г.Сочи: ребята из школы № 87 г.Сочи с удовольствием провели виртуальную экскурсию для своих сверстников-первоклассников из г.Волгограда.
Наше образовательное путешествие в «Страну здоровья» расширило кругозор детей, пробудило у каждого интерес к своему здоровью, способствовало формированию своих взглядов по данным вопросам.
Путешествие помогает ребенку найти ответы на жизненно важные вопросы, которые он задает, исходя из особенностей своего возраста и мировоззрения, поэтому образовательное путешествие будет продолжено.