Полный текст статьи
Печать

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов гуманитарного цикла, в частности музыки. Медиатетрадь «Святые земли Русской» является мультимедийным средством обучения на уроке музыки в современном информационном пространстве и разработана в рамках программы «Музыка» 1-4 классы Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. В программе предусматривается знакомство с русской духовной музыкой, позволяющей наиболее полно рассматривать и решать проблемы нравственного и духовного становления личности. Возникает необходимость подготовки учителя музыки, который должен знать истоки возникновения и развития религиозного музыкального искусства, представлять его духовные основы и особенности мировосприятия композиторов, создающих произведения в русле форм и жанров христианской музыки. Учитель должен знать религиозные ценности, которые приобрели статус общечеловеческих и соотносить с современной целью формирования подрастающего поколения, ориентированного на развитие гуманистических ценностей. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств. Она является средством, способным воздействовать на потенциал духовных и творческих возможностей в эмоциональной сфере человека, пробудить устремленность к Добру и Свету, которая заложена в душе каждого ребенка[3].

 Не разработанные в современной педагогической практике методические подходы к введению духовной музыки в урок, недостаточная компетентность учителя в вопросах православной культуры и религиозной музыки, отсутствие у обучающихся музыкально- слухового и визуального опыта восприятия произведений духовного содержания послужили источниками разработки медиатетради «Святые земли Русской».

Концентр данной программы «О России петь – что стремиться в Храм» направлен на формирование у ребят начальной школы духовно- нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре. Тема святых в программе рассматривается со второго по четвертый класс и представлена образами святых: Александра Невского, Сергия Радонежского, князя Владимира и княгини Ольги, Ильи Муромца, Кирилла и Мефодия.

Одна из проблем введения в урок примеров духовной музыки, на мой взгляд, состоит в том, что у ребят отсутствует определенный музыкально- слуховой и визуальный опыт восприятия произведений духовного содержания, отсутствует даже минимальный багаж знаний в этой тонкой области, «не работает» ведущий музыкальный метод «связи с жизнью». Создание медиатетради «Святые земли Русской» направлено на решение данной проблемы и поможет ребенку войти в мир духовных образов через широкий художественный контекст произведений музыки, поэзии, изобразительного искусства, иконописи, фресок, памятников архитектуры. Накопление и усвоение ребенком опыта эмоционально-нравственных отношений, заложенных в духовных произведениях, позволяет учителю раскрывать сверхзадачу уроков музыки - Человек, его поиски Истины, его размышления о вечных проблемах бытия, решение им этих проблем[10]. Пути введения духовной музыки на уроке вытекают из культурологического подхода к организации содержания медиатетради и включают в себя следующие элементы[2]:

1. Религиозная музыка как центр художественного ансамбля православного культа (литературное слово, иконография, храмовая архитектура выступают в качестве естественного и необходимого дополнения и наглядного материала).

2.Духовные образы в русской классике.

3.Духовные образы в народной музыке.

Целью разработки медиатетради «Святые земли Русской» стало создание условий для особого эмоционального восприятия музыкальных и художественных произведений духовного содержания с использованием современных технических средств обучения, в опоре на культурологический принцип преподавания данной темы.

Отражая одну из центральных линий концентра «О России петь – что стремиться в Храм» - «Святые земли Русской», медиатетрадь включает в себя следующие страницы:

-Искусство колокольных звонов России;

-Святой Благоверный князь Александр Невский;

-Святой Преподобный Сергий Радонежский;

-Святые Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга;

-Святой Преподобный Илья Муромец;

-Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий;

-Святой Праведный Иоанн Кронштадтский;

-Собор Всех Святых, просиявших в земле Русской.

Содержание тетради выстроено в логике, заданной авторами программы и помогает наполнить урок первоисточниками, когда говорит само искусство и даже проблема взаимопроникновения музыки и слова отходит на второй план. Она лишь незримо присутствует во всем поэтическом и музыкальном материале. Внимание детей не акцентируется на том, что вот это- икона, а это – картина, что их разделяет не одно столетие, что они написаны разными художниками. Важным становится лишь смысл: герой и святой, лейтмотив любви и самопожертвования во имя Родины[1]. Каждая страница тетради представлена тремя дополняющими друг друга содержательными линиями:

 - музыкальные произведения духовного содержания (композиторские, обиходные, народные духовные песнопения),

 - визуальный ряд, раскрывающий образы русских святых ( картины,иконы, фрески, видеофильмы, фрагменты поэтических произведений и художественных фильмов);

- основные дидактические единицы данной темы (благовест, малый трезвон, большой трезвон, праздничный трезвон, набат, икона, духовное песнопение, величание, стихира, кантата, симфония, былина).

Эпиграфом медиатетради стали поэтические строчки Л.Безыменского:

«Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут ее бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа».

Эта страничка озвучена духовным произведением С.Рахманинова «Придите, поклонимся» из «Всенощного бдения» и может быть использована для урока - введения в тему «Святые земли Русской», создавая особую эмоционально-возвышенную атмосферу.

1.Искусство колокольных звонов России.

Первый урок в концентре «О России петь - что стремиться в храм» во втором классе посвящен теме «Колокольные звоны». Первая страница медиатетради также открывается видеостраницей «Искусство колокольных звонов России». В дополнение к материалу программы страница включает в себя ряд изображений святых храмов, на фоне которых звучат музыкальные примеры различных колокольных и имитационных звонов: благовест, малый трезвон, большой трезвон, праздничный трезвон (Красный Лаврский трезвон), колокольные звоны из пролога оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского. Яркий и познавательный видеофильм «Искусство колокольных звонов на Руси» приблизит детей к ощущению и пониманию колокольности как художественного явления в русском искусстве, познакомит ребят с современными мастерами колокольного звона из разных городов России.

2. Александр Невский.

Для того чтобы предлагаемый программой учебный материал стал ближе, интереснее и доступнее для ребят, в страницу « Александр Невский» включены следующие содержательные единицы: картины и иконы с изображением Александра Невского, видео-фильм о жизненном подвиге великого святого, фрагменты художественного фильма А. Эйзенштейна «Александр Невский», изображение памятников Александру Невскому в Волгограде и Санкт – Петербурге. Музыкальный ряд представлен произведениями: « Песня об Александре Невском» и хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский», величание святому князю Александру Невскому, фрагмент музыкально-литературной композиции « Не в силе Бог, а в правде!», «Песня о Волгограде» современного волгоградского автора А. Зуева, где Александр Невский воспевается как ангел – хранитель нашего города-героя. Все это направлено на то, чтобы приблизить образ святого к детскому мировосприятию, донести до сознания ребят нравственные ценности, которые стали основой русского национального характера.

3. Сергий Радонежский.

Страница «Святой преподобный Сергий Радонежский» представлена иконами, фресками, картинами, видеофильмом о жизни и подвижничестве святого. Видеоряд дополнен звучанием напева Оптиной пустыни «О, Преславногочудесе», а также поэтическими строчками, посвященными святому Сергию Радонежскому.

4. Князь Владимир и княгиня Ольга.

Видеофильм «Князь Владимир» на следующей странице тетради раскрывает образы святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, дает представление о сложном и противоречивом времени становления христианства на Руси, рассказывает о жизненном пути великого князя Владимира, его роли в истории государства Российского. Музыкальный материал представлен примером духовной музыки - величанием святому князю Владимиру (путевой распев).

5. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.

Последующие страницы тетради о преподобном Илье Муромце, равноапостольных Кирилле и Мефодии имеют сходное строение. Они включают в себя видеофильмы о жизни святых, картины и иконы с их изображением, фрагмент первой части симфонии №2 А. Бородина.

6.Иоанн Кронштадтский.

В медиатетради содержательная линия святых, в дополнение к программе, расширена. Ребятам предлагается видеофильм о святом праведном Иоанне Кронштадтском, храм которого расположен в Краснооктябрьском районе города Волгограда. Таким образом, реализуется региональный компонент данной темы, так как детям этот храм хорошо знаком.

 7.Собор Всех святых, просиявших в земле Русской.

Последняя страница медиатетради посвящена духовному жанру стихиры. Она включает в себя звучание стихиры «Земле Русская», изображение иконы «Собор Всех святых, в земле Российской просиявших», поэтические строки, воспевающие эту икону, и может стать обобщающей в теме «Святые земли Русской».

 Содержание медиатетради позволяет поставить детям в качестве нравственного идеала примеры героев и святых отечественной истории как ориентир нравственного поведения человека, для которого любовь к Отечеству является высшим духовным идеалом. Музыкальный, художественно - поэтический и особенно видео-материал дополняет содержание учебников и рабочих тетрадей обучающихся 2-4 класса в теме «Святые земли Русской» и даетвозможность учителю творчески использовать его на уроке.

Представленная разработка является не только мультимедийным средством обучения на уроке музыки, но и пособием для самоподготовки учителя. Содержание видео – фильмов, раскрывающих образы святых, в первую очередь ориентировано на взрослую аудиторию. Поэтому именно учитель должен определить и выбрать необходимую информацию для конкретного урока. Медиатетрадь «Святые земли Русской» может служить началом для творческого поиска педагога в данной теме и наполняться новым содержанием. Она может использоваться как интерактивное обучающее пособие на персональном компьютере для самостоятельной работы в старших классах, а также в рамках внеурочной деятельности духовно – нравственной и патриотической направленности.

Содержание медиатетради может быть интересно для учителей музыки, МХК, изобразительного искусства, истории, педагогов дополнительного образования, как в начальном, так и в старшем школьном звене. Располагая достаточным объемом материала, педагог может выбирать, варьировать, творчески перерабатывать необходимое содержание для своего урока. Для использования медиатетради необходимо следующее оборудование и программы: компьютер, проектор, экран, кодеки для видео и музыки, DVD, PowerPoint.