Социокультурная ситуация характеризуется изменением требований к профессиональной подготовке, среди которых способность к межличностному взаимодействию играет важную роль. Умение грамотно и доходчиво объяснить свою мысль, адекватно воспринимать информацию от партнеров является и средством, и условием успешности в любой сфере деятельности. Хочется отметить и ряд изменений в системе образования:
- место приоритетных целей образования начитают занимать ценности мышления, творчества, компетентностей личности;
- интегративные цели доминируют над предметными, деятельностный подход вытесняет преподносящий;
- образовательными ценностями и смыслами становится позиция «мы поможем вам овладеть и применить»;
- характер педагогических отношений: сотрудничество и партнерство позиций и деятельности.
Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требуют создания письменного или устного текста/ высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объемом, форматом (сообщение, комментарий, пояснение, призыв, инструкция, умозаключение, оценочное суждение). Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе.От коммуникативной компетенции во многом зависит эмоциональное благополучие в классном коллективе. Освоение основной образовательной программы начинается в 11 лет. Этот возраст психологи называют подростковым.
Наиболее остро проблема образования и воспитания выступает в подростковом возрасте, когда появляются такое специфическое новообразование как чувство взрослости, которое выражается в переходе от норм послушания к нормам поведения взрослого человека. Но, с другой стороны, возникает неспособность выразить эту взрослость. Небольшой опыт коммуникативного взаимодействия создает конфликт между «я могу» и «я хочу». Происходит переход к новой внутренней позиции обучающегося – направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельность контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества. Социально-значимой деятельностью обучающихся 5-6 классов является общение, заключающееся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют позиции подростков. Поэтому, учитывая эти особенности подросткового возраста, нужно погрузить в такую образовательную среду, где бы эти потребности были реализованы и где обучающиеся смогли учиться координировать различные позиции и мнения.
Эффективным вариантом решения таких ключевых задач может стать внеурочная деятельность, организованная в формате «Музей проживания книги». Внеурочная деятельность определена требованиями Стандарта и обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся.
Пространство художественного текста можно, в буквальном смысле слова, обживать. Деятельность по созданию музея проживания книги предполагает следующие этапы: знакомство с понятием «Музей проживания книги», работу с текстом произведения, создание экспонатов, открытие музея, рефлексию и проведение экскурсий для классов в параллели.Опишем каждый этап.
Знакомство с понятием «Музей проживания книги»
Деятельность по созданию музея начинается с поэтапного введения понятий «музей», «экспонат», «экскурсовод», «экскурсия», «экспозиция»; осмысления термина «проживание», ведь как говорил древнегреческий философ Антисфен: «Начало образования состоит в исследовании слова». Работа ведется сначала по личным ассоциациям и толкованиям значения этих слов, затем обращаемся к толковому словарю и выходим на понимание термина ««Музей проживания книги». Главными вопросами должны стать: «Зачем люди создают музеи?» и «Что такое музей проживания?». При работе над термином «экспонат» делаем акцент на то, что не любой выставленный предмет является экспонатом, а лишь тот, который обладает информацией. Итогом такой работы должно стать осознание понятия.
Музей проживания– это коллекция экспонатов, созданная руками учеников в сотрудничестве с родителями и учителями в процессе глубокого и всестороннего изучения событий, предметов произведения и выставленная напоказ, сопровождаемый объяснением (т.е. для экскурсии).
Экспонатами могут быть работы, выполненные в разной технике (рисунок, лепка, работа из бумаги, ткани, природного материала или совмещение разных техник), письма, написанные герою книги или от имени героя, диалоги неодушевленных предметов, в основе которых лежит хорошо известный прием олицетворения или откровение вещи. Это могут быть любые предметы, имеющие непосредственное отношение к литературному герою.
Музей проживания одной книги – это музей-мастерская. Это процесс, в ходе которого учащиеся поставлены в ситуацию сотрудничества с учителем и со сверстниками: вступают в учебный диалог, соблюдая правила речевого поведения, аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения, моделируют монологические высказывания (как устные, так и письменные).
Работа с текстом произведения
Выбирая текст произведения, учитываем базовые национальные ценности,возраст и интересы обучающихся.
Работа с текстом предполагает несколько этапов: предугадывание содержания по названию, работу с цитатами и работу с частями текста в группах по инструкции.
С помощью стратегии «антиципация» пытаемся с учащимися предугадать, о чём пойдет речь в произведении.С помощью догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения, читатель забегает мыслью вперед. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность.Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.
Работа с цитатами, еще не прочитанного текста, создает эмоциональный настрой «проживания» книги. Цитаты предлагаются учителем или учеником, «прожившим» произведение. (выписываем, какие чувства, возможно, переживем при чтении, для того чтобы сравнить предположения с реальными ощущениями от прочитанного)
Работа с частями текста направлена на внимательное чтение произведения с выделением деталей, которые впоследствии могут стать экспонатами музея. Основным принципом этого этапа является остановка деятельности, связанная с ведением записей в самой различной форме (вопрос, кластер, ассоциативный рисунок) и направленная на осознание, насколько хорошо понимается прочитанное.Одной из применяемых стратегий может стать «Чтение в кружок», которая предполагает чтение по очереди по абзацам. Задача читающего– читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. У каждой группы только одна копия текста, которая передается следующему чтецу. Такую стратегию целесообразно использовать при работе над небольшим отрывком произведения.
При осмыслении более объемных отрывков можно использовать стратегию «Ромашка Блума».
Работа по созданию экспонатов
Групповая работа с частями текста помогла выделить детали, которые могут быть экспонатами музея. В каждой части отмечаются самые яркие эпизоды, в которых проявляется характер героя. Экспонат должен обладать информацией, чтобы с помощью него выйти на диалог с посетителями музея. Обучающиеся составляют некий перечень и выбирают один или насколько экспонатов в своей группе. Работая по инструкции «Создание музейного экспоната» (Приложение 1), обучающиеся формируют навыки сотрудничества со сверстниками: учитывают позицию другого, согласовывают свои действия, регулируют спорные вопросы, приводят аргументы для поддержания своего мнения. Обращаясь за помощью к учителю или родителям, формулируют свои затруднения, соблюдая правила речевого поведения. Моделирование экспоната помогает зрительно представить конечный продукт, определить его компоненты. На этом этапе важно уметь договориться о деталях экспоната и распределить обязанности. В этом может помочь составление ресурсной карты. Параллельно с моделированием экспоната ведется работа по составлению паспарту, которое должно содержать название, краткую информацию и цитату их текста, характеризующую экспонат.
Важен этап выбора экскурсовода. Этот человек должен уметь услышать наиболее удачные высказывания членов своей группы, которые можно включить в представление экспоната, составить рассказ и эмоционально его представить на мероприятии, посвященном открытию музея. Памятка экскурсоводу (Приложение 2) и памятка «Устное выступление» (Приложение 3) помогут организовать деятельность по подготовке к выступлению. Конечный продукт деятельности экскурсовода – это монологическое высказывание о музейном экспонате и представление работы группы. Экскурсовод может быть и не один. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо.
Открытие музея
Открытие музея – это итоговое образовательное событие, на которое приглашаются родители, учителя-предметники, работающие в этом классе, администрация школы.Совместное написание сценария события включает обучающихся в учебный творческий диалог. В сценарии предполагается не только представление экспонатов, но и исполнение номеров, которые помогут создать эмоциональный настрой (исполнение или прослушивание песни, литературно-музыкальная композиция, инсценированное исполнение эпизода) и расширить знания о писателе, об истории создания книге, историческом времени. Информирование о дате открытия осуществляется через пригласительные билеты. Создавая приглашение, обучающиеся договариваются о стиле оформления,подбирают иллюстрацию. Момент вручения приглашения также несет в себе ситуацию решения небольшой коммуникативной задачи: пригласить так, чтобы возник интерес к событию и желание стать его гостем.
В качестве названия события можно взять ключевую фразу из произведения («Зорко одно лишь сердце» для сказки-притчи Экзюпери «Маленький принц»,«Делай счастье собственными руками» по феерии А. Грина «Алые паруса») или широкое тематическое заглавие, которое может стать впоследствии общим для серии создания музеев(Например, «Читаем книги о войне»).
Рефлексия
На данном этапе от учащихся требуется самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позицией соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действия. Выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результат и качество выполнения задания. Что надо изменить? Что можно было выполнить по-другому? Какую дополнительную информацию можно было использовать?Отражение чувств, ощущений – это материал для учителя, для усовершенствования дальнейшей работы.
Проведение экскурсий для классов в параллели
Целью данного этапа является создание условий для демонстрации своих достижений, приобретение навыка публичного выступления, возможности вызова на диалог посетителей музея. Экскурсанты расширят свой круг чтения, смогут задать вопросы экскурсоводам.
Целесообразно организовывать внеурочную деятельность в формате «Музей проживания книги» для формирования коммуникативных компетенций, т.к. обучающиеся научатся
- предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт на этапе предугадывания с использованием стратегии «антиципация»;
- понимать душевное состояние персонажей, сопереживать им и оформлять речевое высказывание на этапе работы с цитатами как непрочитанного текста, так и на этапе анализа деталей произведения;
- откликаться на содержание текста (оценивать утверждения и находить доводы в защиту своей точки зрения;
- сотрудничать с учителем и со сверстниками в процессе создания экспонатов;
- задавать вопросы разного характера на этапе работы с частями произведения с применением стратегии «Ромашка Блума»;
- поддерживать контакт с людьми на итоговом событии «Открытие музея» и при проведении экскурсий;
- объяснять порядок инструкций на этапе создания экспонатов;
- оценивать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами на этапе рефлексии;
- использовать речевые средства для регуляции своего поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, переработки и осмысления полученной информации.
Работа в данном формате способствует овладению такими метапредметными результатами как
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающиеся получат «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». Послушание проявится только в признании задания учителя, а в выполнении задания свобода творчества и выбора пути его осуществления.
Работа в малых группах в отличии от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться.
Приложение 1.
Инструкция «Создание музейного экспоната»
- Найдите главные детали текста, которые могут быть экспонатом.
- Обозначьте ключевые слова и словосочетания, которые характеризуют ваш экспонат.
- Смоделируйте экспонат.
- Составьте ресурсную карту и распределите обязанности.
- При необходимости обратитесь за помощью к учителям технологии, музыки, изобразительного искусства.
- Создайте экспонат.
- Сделайте паспарту к своему экспонату (название экспоната, краткая информация о нём, цитата из текста, характеризующая экспонат).
- Выберите экскурсовода, который представит экспонат на мероприятии, посвященном открытию музея.
Приложение 2.
Памятка экскурсоводу
- Записывай наиболее удачные высказывания членов творческой группы об экспонате.
- Составь план своего выступления.
- Вставь в свой рассказ эмоциональные моменты текста, над которым работала группа (3–5 предложений).
- Составь рассказ об экспонате и подготовься к устному выступлению (см. памятку «Устное выступление»)
Приложение 3.
Памятка «Устное выступление»
- Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собой краткий план.
- Ответьте для себя на вопрос: «Что вы хотите сказать слушателям?» Важно пониматьцели и задачи выступления.
- Необходимо поработать над своей речью. Проговорите дома перед зеркалом свое выступление. Обратите внимание на жесты, ведь вам необходимо будет описывая экспонат, показывать детали.
- Выделите наиболее важные слова и словосочетания, силой голоса передайте их слушателям.
- Обращайтесь за консультацией к учителю при необходимости.