Самая творческая профессия – это профессия учителя. Каждый учитель ищет присущие ему методы и систему работы, которые приведут его к сердцу ребенка. На выставке народного и декоративно-прикладного искусства «Олонхо. ЭТНО-АРТ» (2008 г.) в Москве я встретила профессора, доктора педагогических наук, действительного члена РАО Геннадия Никандровича Волкова и долго беседовала о народной педагогике, о Якутии и хочу начать свою статью его словами: «Я очень люблю и уважаю народ Саха за то, что хоть они малочисленны, но они сохранили свою самобытность, культуру. Я считаю вас большим народом и очень горжусь вами! Этнопедагогику я называю педагогикой всеобщей любви. В этнопедагогике сконцентрировано все, что есть лучшее в педагогике. Я не верю педагогике, где нет детей, родителей, родительского дома, школы, учителей. Я полагаю, что есть две очень важные этнопедагогические формулы: первая – это такое воспитание – пример и любовь – больше ничего! Второй формулой я называю золотое правило этнопедагогики: без памяти исторической нет традиции, нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа»
До сих пор вспоминаю те дни в музейном комплексе, являющемся составной частью единого ансамбля Площади Искусств в Санкт-Петербурге. Здесь в знаменитой «Особой кладовой», где собраны самые дорогие и редкие экспонаты этнографического музея, раздел «Народы Сибири и Дальнего Востока» представлен исключительно культурой народа Саха. Страшно представить себе, насколько мы оказались бы беднее духовно сегодня, если бы не и возможности увидеть все это собственными глазами, осязать руками, благодаря самоотверженному труду сотрудников этого музея, сумевших сохранить эти сокровища, несмотря ни на какие катаклизмы.
Проблема духовного возрождения, проблема культуры стоит так остро, что ее невозможно игнорировать. И решение этой проблемы – не в новых программах, не во введении количества часов, а прежде всего – в изменении нашего отношения к тому, что нужно дать ребенку: навыки, умения, знания, возможность развиваться личностью, знающей историю и культуру народов, живущих вокруг. Большую роль в этом призваны играть внеурочная трудовая деятельность - уьуйаан, на которых будут раскрываться многие задатки ребенка, будут развиваться чувство уверенности, успешности, а следовательно, внутренней и социальной защищенности ребенка по отношению к постоянно меняющему миру.
Слово (« УЬуйаан») («Сотворчество») возникло в связи с тем, что люди получили возможность, собравшись вместе (живя, обучаясь), делиться жизненным опытам, передавать свое мастерство.
Методологической основой программы образовательной деятельности «Уьуйаан» («Сотворчество») явились целостность учебно-воспитательного процесса (Г.Н. Волков), модель социализации (У.А. Винокурова), менталитет народа Саха (А.Г. Новиков), модель духовности (К.Д. Уткин), положение о творческой мастерской педагога - народного мастера «Уьуйаан» (Б.Ф. Неустроев, П.П. Кондратьев). [1]
Цель уьуйаана: создания условий для приобщения школьников к национальной культуре своего народа.
Задачи:
-расширить пространство образовательной среды;
-придать учебному процессу поисковую направленность;
-сделать учебный процесс вариативным и открытым, широко внедрять ситуации выбора, формы обучения, способы освоения.
-индивидуализация образовательных программ;
Принципы проведения уьуйаана.
1.Открытось.
2.Гуманизация – воспитание гармонично развитой личности.
3.Сотрудничество и социальная ответственность - установление связи совместной деятельности между всеми участниками образовательной деятельности.
4. Проектность – развитие креативности мышления.
5.Рефлексивность – умение анализировать собственную и совместную деятельность.
6.Системность и целостность культурно- образовательного процесса – создание единой социально – образовательной среды приобщения к культуре, установление связей между различными видами деятельности.
7.Обучение и воспитание с учетом национально- психологических особенностей этноса.
8.Учет нравственных ценностей и мировосприятия ученика, которые сложились под влиянием национального самосознания.
- личностно-ориентированная технология;
Механизмы реализации программы:
- анализ и стратегическое планирование
- разработка и реализация проектов
- материально-техническое обеспечения программы
- стимулирование выполнение программных мер и активности участников
- социальное партнерство
Формы и методы работы:
- летний лагерь «Уьуйаан»
- проектная деятельность
- творческие мастерские
- мастер класс
- научно - практические конференции
- олимпиады
- выставки
Результат деятельности по выбранной технологии. Алгоритм образовательной деятельности уьуйаан:
- Угуйуу (очаровывание, возбуждение интереса) или сорунуу (Мотивация, целепологание);
- ырытыы (Обзор учебного материала);
- тумуу, чопчулааьын (Определение);
- соруммуту олоххо киллэрии. (Реализация);
Тургутунуу (Самоконтроль)
-Тумуктэээьин, ааспыттан инникини сылыктааьын (Постановка следующего шага).
Алгоритм детско-взрослой совместной деятельности:
соучастие ––––> соорганизация ––––> сотворчество
-развитие интегрированного взаимодействия дополнительного и основного образования
-расширение образовательной среды через индивидуальные, коллективные образовательные проекты
-рост уровня активности, инициативности, ответственности, контактности, рефлективности всех участников образовательной программы.
По результатам продукта деятельности ученик поднимается по следующим уровням-ступеням роста
1 ступень – Подмастерье:
- охотно выполняет поручения мастера, пробует себя в определенной области деятельности под руководством мастера;
- развивает личностные качества: умение учиться, коммуникативные способности оценивать, логически мыслить.
2 ступень - Мастер – соавтор:
- обладает умениями в определенной области деятельности;
-совершенствует свое мастерство в избранной области деятельности вместе с мастером;
-развивает умение анализировать собственную деятельность, находить недостатки, видеть способы их преодоления.
3 ступень - Мастер – автор:
- обучает других умениям в данной области деятельности;
-прогнозирует и проектирует свое будущее на основе имеющихся умений;
-является экспертом в оценке результатов деятельности других.
Следовательно, по программе уьуйаан ученик должен развиваться следующим образом:
Первый этап: Сатыыр – умение;
Сатабыл уоскуур - формирование умений.
Второй этап: Утуктэр – подражание;
Уоруйэх уоскуур – формирование навыка
Третий этап: Тупсарыы- совершенствование;
Уоруйэ5и олохсутуу – мастерство.
Поэтому внеурочная трудовая деятельность - уьуйаан позволяет подросткам приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющему миру и является наиболее эффективной формой приобщения школьников к национальной культуре своего народа. Познание этнокультурных особенностей своего народа является предпосылкой для познания культуры других народов. Только человек, уважающий и понимающий свою культуру, адекватно оценивающий себя, способен уважать, понимать других людей. Никакие блага цивилизации не заглушат потребность в творчестве, удивление перед возможностью создать что-то своими руками. Национальное шитье, как часть декоративно-прикладного искусства, отражает культуру, религию, философию народа. Именно поэтому оно вызывает живой интерес у детей, влияет на формирование у них целостного видение окружающего мира, является сильным средством формирования духовно- нравственных ценностей. Изучив глубоко традиционные изделия, особенности якутского национального орнамента, я стараюсь дать учащимся возможность изготовлять различные современные украшения, предметы быта, одежду. Девочки изготовляют полезные красивые вещи, которые найдут применение в жизни. А для этого большое значение имеет правильная организация работы. Известно, что неспособных детей нет, надо лишь суметь вовремя помочь им развить свои задатки и проявить себя. Конечно, возможности у всех разные. Для меня особая радость, когда удается открыть одаренного ученика. Ведь это потенциальный лидер, который поведет за собой других ребят, станет моим помощником. Радуюсь каждой их победе и огорчаюсь, если у них что-то не получается. Я иду к ним не только передавать знания, но и помочь им выразить собственное «Я», воспитать нравственные ценности: сострадание, гуманность, доброту, ответственность за свои поступки, снисхождение к слабому.
Обучение будет эффективным при условии сочетания деятельностного подхода с личностным – через уьуйаан (мастерскую). Раскрывая секреты своего мастерства на каждом этапе изготовления изделия, руководитель уьуйаана обучает, воспитывает и развивает своего ученика. Ребенок узнает всю технологию изготовления изделия, практически овладевает этапами, способами и приемами работы с сырьем, заготовками. Знания и умения, которыми дети овладевают в наших мастерских, - это обязательный компонент составления их общей культуры, они будут востребованы в жизни, профессиональной деятельности.
Разработана программа в соответствии с учетом местных условий, запросов учащихся и национально - культурных традиций. При этом надо учитывать, что изучение техники исполнения требует от руководителя «Уьуйана» большой частью индивидуальной работы с каждым учеником, поэтому число учащихся не должно превышать 5-7 человек. Значительное количество времени (70- 80%) нужно отвести практическим занятиям, а теоретические сведения должны быть взаимосвязаны с ними. Особенно нужно быть требовательными к качеству своих изделий. А качество - это изучение, сохранение, очень бережное отношение, внимательное и осторожное использование традиций в современных изделиях. В рамках программы девочки изучают такие разделы, как «Тканевая мозаика из драпа и сукна», «Национальная художественная вышивка», «Вышивка бисером». Интерес к труду во многом зависит от общественного мнения, и в этом большую роль играет умение учителя показать успехи детей. Ученики успешно участвуют на различных выставках прикладного искусства, в научно практических конференциях, олимпиадах по технологии, защищают свои проекты и проводят мастер классы. Размышляя о своей педагогической судьбе, могу с уверенностью сказать, что складывается она счастливо благодаря радостному сотрудничеству со своими учениками, их родителями и коллегами.
Нет ничего более благородности, достоинства в жизни - чем дарить людям добро, возрождать, беречь и созидать красоту.