Полный текст статьи
Печать

Для формирования творчески активной личности в системе образования должны быть созданы условия, обеспечивающие реализацию обучающимися своих интересов и формирование опыта творческой деятельности, в том числе и декоративно-прикладного творчества учащихся. Под опытом декоративно-прикладного творчества учащихся понимается совокупность знаний, умений и навыков школьников, приобретаемых ими при изготовлении изделий. Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях [2,с.54].

Кружковая деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности [1,с.34].

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1. Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба.

4. Выполнение работы - это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются.

Занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют эстетическому развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление, а так же чувство стиля и цветовой гармонии, расширяют кругозор и формируют представление детей о роли искусства в жизни общества.

В ходе исследования мы разработали программу кружка, которую апробировали в НПСОШ № 2 г. Якутска.

Таблица 1

Тематический план «Кожепластика» 

Тема занятия

Количество часов

теоретические

практические

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности. История кожевенного дела.

1

-

2

Общее сведения о работе с кожей. Знакомство с инструментами и приспособлениями.

2

1

3

Разработка эскиза. Изготовление выкройки.

2

4

4

Раскладка выкройки на кожу. Раскрой детали.

2

6

5

Выполнение изделия на материале по выбранному образцу или собственной композиции.

4

38

6

Заключительное оформление изделий.

2

6

 

Итого:                                                                                              68


Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью,  привлекательностью.

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цели:

  • раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства;
  • сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программа рассчитана на год обучения. Количественный состав учебных часов в год – 68. Состав группы разновозрастной 6-7 классы.