Полный текст статьи
Печать

Трудовая деятельность, отношение к труду – одна из основных форм нравственной деятельности. В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества, в которых проявляются признаки нравственного отношения к труду: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, дисциплинированность, честность, бережливость, творческое отношение к работе, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.  [3]

Трудовое воспитание – процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр фильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры. [1]

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. [3]

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том, чтобы стержневой линией в развитии ребенка было постепенное втягивание его в посильную и разнообразную трудовую деятельность. Вначале это может быть простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребенка может расширяться: поливка цветков в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание чистоты в своей комнате и другое. В лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье [2] и подчеркивает, что трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. И должно оно начинаться в игре. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры.

Ознакомившись с работой А.С. Макаренко, мы провели анкетирование «Трудовые поручения в семье» среди учащихся 5-х  классов  МОБУ № 2 (с углубленным изучением отдельных предметов)   г. Якутска. В анкетировании приняло участие  25 учащихся. Все имеют различные поручения

Таблица 1

Виды трудовых поручений

 

Виды поручений

Количество респондентов

Процент

респондентов

1

Поливка  комнатных  цветов

5

20

2

Уборка своей  комнаты

20

80

 

Кормление  домашних  животных

8

32

4

Выгул  домашних  животных

6

24

5

Покупка  продуктов в магазине

4

16

6

Работа  на  даче (посадка, полив)

8

32

7

Уборка урожая

8

32

 

Как видно из таблицы, 20 из 25 учащихся, т.е. 80 %  респондентам доверяют уборку своей комнаты; кормлением домашних животных, работой на даче, уборкой урожая заняты 32 %, покупку продуктов в магазине доверяют лишь 16 % респондентов.

Таким образом, участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. Дальнейшее трудовое воспитание дети могут получать в школе.