Трудовая деятельность, отношение к труду – одна из основных форм нравственной деятельности. В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества, в которых проявляются признаки нравственного отношения к труду: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, дисциплинированность, честность, бережливость, творческое отношение к работе, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. [3]
Трудовое воспитание – процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр фильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры. [1]
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. [3]
Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том, чтобы стержневой линией в развитии ребенка было постепенное втягивание его в посильную и разнообразную трудовую деятельность. Вначале это может быть простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребенка может расширяться: поливка цветков в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание чистоты в своей комнате и другое. В лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье [2] и подчеркивает, что трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. И должно оно начинаться в игре. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры.
Ознакомившись с работой А.С. Макаренко, мы провели анкетирование «Трудовые поручения в семье» среди учащихся 5-х классов МОБУ № 2 (с углубленным изучением отдельных предметов) г. Якутска. В анкетировании приняло участие 25 учащихся. Все имеют различные поручения
Таблица 1
Виды трудовых поручений
|
Виды поручений |
Количество респондентов |
Процент респондентов |
1 |
Поливка комнатных цветов |
5 |
20 |
2 |
Уборка своей комнаты |
20 |
80 |
|
Кормление домашних животных |
8 |
32 |
4 |
Выгул домашних животных |
6 |
24 |
5 |
Покупка продуктов в магазине |
4 |
16 |
6 |
Работа на даче (посадка, полив) |
8 |
32 |
7 |
Уборка урожая |
8 |
32 |
Как видно из таблицы, 20 из 25 учащихся, т.е. 80 % респондентам доверяют уборку своей комнаты; кормлением домашних животных, работой на даче, уборкой урожая заняты 32 %, покупку продуктов в магазине доверяют лишь 16 % респондентов.
Таким образом, участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. Дальнейшее трудовое воспитание дети могут получать в школе.