Полный текст статьи
Печать

Сегодня становится  очевидным, что применение традиционной пятибалльной шкалы не удовлетворяет все потребности и возможности   участников образовательного процесса и  поэтому модернизация существующей системы оценивания в условиях реализации ФГОС невозможна без применения балльно-рейтинговой системы. Анализируя проблемы  классической системы  оценивания, исследователи выделяют следующие ее недостатки:

- необъективность оценки;

- низкая дифференцирующая способность;

- ориентированность на фиксацию недостатков.

- отсутствие ясных правил вывода итоговых (четвертных, семестровых и годовых) отметок; 

- ограниченность шкалы сверху.     

Несмотря на более трудоемкую и детальную процедуру подсчета промежуточного и итогового балла, балльно-рейтинговая  система имеет такие  достоинства, как  объективность оценивания;  оценка всех достижений; возможность проявить себя;  открытость; оценка СРС и активизация;  - соревновательность.

Изучив данную проблему на основании Положения  о балльно-рейтинговой системе от 18.02.13 г. ГБОУ РС(Я) в «ЯИПК» разработана балльно-рейтинговая система по дисциплине «Русский язык и культура речи» и апробирована в группах ГС-6, ТМ-30 в 2013 – 2014 уч. году. На первом этапе рассмотрели балльно-рейтинговую систему (БРС) со стороны ее структуры, компонентов и нормативных рейтинг-показателей. Основными компонентами БРС являются рейтинг - план; рейтинг - лист;  рейтинг -  лист по СРС; нормативные рейтинг - показатели; критерии оценки. Рейтинг - план представляет собой электронную таблицу программы MsExcel и отражает этапы структуры, формы и виды контроля (точки контроля) рейтинговой системы в соответствии с  содержанием  изучаемой дисциплины.

В начале семестра преподаватель, ведущий занятия по дисциплине, к изучению которой приступают студенты, должен разъяснить рейтинговую структуру, сколько баллов можно получить за ту или иную работу, этапы контроля, довести до сведения учебной группы информацию о проходном рейтинге, формах и максимальных баллах контрольных мероприятий по дисциплине, а также сроках и условиях их пересдач в текущем семестре.  Особенность балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. После того, как студентами выполнено задание текущего контроля, внеаудиторной работы (СРС), пройден рубежный контроль, преподаватель оценивает работу и эту оценку вносит в рейтинг-лист (ведомость).

При неудовлетворительном ответе студента на контрольной точке, его отказе отвечать или просто неявке на контрольное мероприятие в рейтинг-лист выставляется 0 баллов. В конце семестра все виды:  текущий и рубежный рейтинг суммируются.  Рейтинг - лист можно составить по всем видам контроля. Что из себя представляет структура балльно-рейтинговой системы? В основе ее лежит виды контроля и нормативные показатели рейтинга (табл.1).

Таблица 1

Структура и нормативные показатели итогового рейтинга

Как показано в данной таблице:

- нормативный рейтинг – это максимальная возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины;

- проходной рейтинг – это минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине;

- фактический рейтинг – это баллы, которые студент набирает по результатам текущего, рубежного и контроля внеаудиторной работы;

Итоговый проходной рейтинг по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за практические занятия, СРС, участие НПК, олимпиады, портфолио (если есть) включая итоговую контрольную работу. Проходной рейтинг для дисциплины составляет  не менее 145 баллов (58%)  от нормативного рейтинга, например, если нормативный рейтинг по дисциплине составляет 250 баллов, то по итогам семестра аттестованным по дисциплине будет считаться студент, набравший не менее 145 баллов с учетом указанных баллов по всем видам контроля. В процессе изучения дисциплины накапливаются баллы, формируется рейтинг, который в итоге показывает качество успеваемости студента.

Если студент по итогам обучения набирает меньше проходного рейтинга – дисциплина считается неосвоенной (табл.2).

Таблица 2.

Соотношение итогового рейтинга с оценками

Баллы

%

Оценка итоговая

1

230 -250

не ниже 92

Отлично

2

1280  - 229

не ниже 72

Хорошо

3

 5–  179

не ниже 58

Удовлетворительно

4

144 и ниже

57 и ниже

Неудовлетворительно

 

По каждому виду контроля также есть свой нормативный рейтинг, например, для текущего (аудиторной работы) составляет 130 б., т.е. 52% от общего  нормативного рейтинга,  для рубежного – 10  (4 %),для внеаудиторной работы- 100 б. (40%), для  итогового   10 б. (4%). Для объективности полученных баллов составлены критерии по видам работы в соответствии с требованиями к умениям и знаниям, направленным на формирования профессиональных компетенций:

- критерии оценки знаний практических занятии;

- требования к выполнению  СРС;

- критерии оценки оформления и защиты портфолио (если предусматривается).

Каждый вид работы оценивается по десятибалльной шкале и разделена на четыре уровня. С целью выявления эффективности применения БРС  провели сопоставительный анализ       традиционной (пятибалльной) системы и балльно-рейтинговой (БРС) в    группах ГС- 5 и ГС-6  по специальности «Гостиничный сервис». (См. рис. 1)

 

Рис.1. Показатели  результатов традиционной системы оценки знаний, умений и БРС 

Сравнительный анализ показывает, что основным требованием БРС является комплексный подход оценки усвоения учебного материала, системность и объективность  оценки умений и знаний студентов. Повышение показателей СРС говорит о том, что  данный метод  требует от студента активной работы  не только на практических занятиях, но и регулярного выполнения  внеаудиторной работы.

 Следовательно, изучив балльно-рейтинговую систему пришли к выводу, что данная система оценки позволит объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулировать их познавательную активность и поможет планировать учебное время. Кроме того, балльно-рейтинговая система поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учёбе.