В настоящее время наличие эстетического воспитания является показателем культурного уровня страны и общества в целом. Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности. Эстетическое воспитание в процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду [1. с. 47]. Формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Антон Семенович Макаренко, Борис Михайлович Неменский, Василий Александрович Сухомлинский, Лев Николаевич Толстой, Константин Дмитриевич Ушинский) [2.с.136].
Обучение к художественным традициям якутов помогает раскрытию творческих возможностей учащихся, вести практическую подготовку их к трудовой деятельности, способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся. Особую отрасль декоративно – прикладного искусства составляет народное декоративное творчество, которая изначально связана со всей историей якутского народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с хозяйственной, промысловой деятельностью. Изучение технологии традиционного шитья и вышивки является очень своевременным, актуальным и перспективным. Ярким этническим символом якутской культуры являются традиционные металлические, бисерные украшения, как неотъемлемая часть традиционного национального костюма. Главную определяющую роль в комплексе украшений якутских женщин составляет наспинно – нагрудные украшения, изготовленные из серебра и бисера. Современный якутский национальный костюм отличается яркими красками, орнаментами, необычными формами, но он не утратил своей традиционной специфики [3, с.129].
В своем исследовании мы поставили перед собой цель: повышение уровня эстетической воспитанности учащихся посредством изготовления женских национальных украшений. Нами разработан тематический план кружка по обучению учащихся технологии изготовления изделий из бисера с выделением часов на теоретические и практические занятия. Программа кружка рассчитана на один учебный год - 64 ч. на среднюю (5-8 кл.) и старшую группы (9-11 классы). В нее вошли следующие темы: вводное занятие, понятие об изучении народных промыслов наших предков, истории и традиции якутского национального украшения, бисер, и их значение в культуре народа Саха, подготовка материала, беседа о народных мастерах, изготавливающих народные украшения, техника бисероплетения, работа с эскизами, изготовления изделий.
Для проверки эффективности разработанной нами методической системы эстетического воспитания школьников, направленной на развитие личности, было проведено экспериментальное исследование, которое предусматривало три этапа: констатирующий (поисковый), формирующий и контрольный (сравнительный).
В результате проведенных этапов эксперимента, направленного на выявление исходного уровня и качества эстетического воспитания школьников сельских школ «Якутское женское национальное украшение» на внеклассных занятиях доказало что:
а) организация творческой деятельности по теме «Якутское национальное женское украшение» со школьниками в условиях сельской школы, необходима и возможна, успех ее зависит от следующих факторов: методического обеспечения учебного процесса, материально - технического оснащения занятий, высококвалифицированного специалиста по предмету.
б) различные задания программы позволяют применять в процессе обучения учебно-творческие задания разного уровня сложности, ориентированные на развитие личности ученика.
в) для успешного развития творческих способностей школьников необходимо в основу построения учебного процесса заложить метод проблемного изложения и комбинированный тип занятий, где большая часть времени отводится практической работе, опирающейся на частично поисковую, а далее на творческую деятельность учащихся.
г) занятия на кружках развивают способности школьников, раскрывают способности для самосовершенствования и самореализации, воспитывают нравственно и эстетически, приобщает к труду.
Занятия в кружках помогут раскрыть творческие способности девочек, развить их эстетический вкус. В процессе изготовления якутских женских украшений учащиеся приобрели навыки и умения, художественный вкус, чувства гармонии. Девочки получили большое удовольствие от процесса и результатов своей работы, в которую они вложили свою фантазию, свое мастерство и частичку своей души.