Полный текст статьи
Печать

Любая воспитательная система основывается на определенном виде деятельности студента на внеурочных внеклассных мероприятиях. Сейчас недостаточно рассчитывать лишь на усвоение студентами знаний и привитие им практических навыков. В процессе обучения важно сформировать профессиональные компетенции, самостоятельность творческого подхода к своей профессиональной деятельности, потребность постоянно набирать практический опыт. Все более значимой становится сохранение традиций и возросший интерес к народному искусству, в том числе декоративно-прикладному и традиционному шитью.

Бережное отношение к прогрессивным традициям, связанное с глубоким социальным чувством человека, как сохранение, преумножение и развитие особенностей уклада жизни, бытия, труда людей, культуры и искусства народа, передача их от поколения к поколению – актуальная проблема современности. Занятие не может вместить всё то, что интересует студента и всё это необходимо для практического овладения и развития творческой деятельности. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов студентов для привития развития творческой деятельности создаёт многосторонняя учебная и производственная практическая работа.

Актуальность развития творческой деятельности студентов заключается в том, что сегодня остро стоит вопрос о правильной, целенаправленной организации досуга, отдыха – это занятие студентов во внеаудиторное время. Углубленная передача традиций декоративно-прикладного искусства народа Саха, привлечение к традиционному шитью и развитие творческой деятельности студентов в условиях традиционной педагогики формирует у студентов трудолюбие, овладение профессиональными компетенциями, результаты качественно выполненной практической работы и обязательное доведение её до конца, формирование совершенного человека профессионала.

Для организации творческой деятельности студентов на внеаудиторных занятиях по традиционному шитью будут творчески использоваться возможности технологии национального шитья для развития трудовых и практико-ориентированных умений; будут созданы благоприятные организационно-педагогические условия для обучения творческой самореализации и творческой деятельности. Только творчески мыслящий студент  может стать духовно и творчески развитой личностью. Слово «творчество» происходит от слова «Творить». Творчество развивает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создание духовных и материальных ценностей.

У всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых обычаев и традиций, передача производственного, духовного и педагогического опыта. Духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы выступают ведущими факторами воспитания, оказывают огромное влияние на формирование личности.

Особое внимание направлено на создание благоприятной атмосферы, общения. Стимулирующая индивидуальная активность и комфорт, достигается, благодаря использованию современных педагогических технологий педагога и повышается вероятность творческого развития студентов. Естественным образом происходит связь теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной, развивается активность студентов, которые приводят их к большей самостоятельности; укрепляются чувство социальной ответственности.

В связи с усилением внимания к кружковой работе, эстетическому воспитанию студентов к организации их досуга, созданию кружков декоративно-прикладного направления и традиционного шитья представляется полезным, нужным для будущей профессии и творческой работе. Такие кружки приобретают особое значение в связи с тем, что уделяется большое внимание развитию художественных народных промыслов.

На занятиях кружка студенты приобретают и совершенствуют навыки, умения и знания, в связи с тем получают определенный опыт практической работы. Подтверждение этому могут служить повышение активности, самостоятельности, проявление фантазии, воображения и творческая работа. Полученный практический опыт на занятиях кружка «Традиционное шитьё» помогут им в дальнейшей их работе по любой специальности и профессии.

Цели и задачи кружковой работы:

  1. Осуществлять всестороннее развитие студента;
  2. Совершенствовать формирование профессиональных компетенций;
  3. Воспитывать эстетическую культуру, трудолюбие, расширять их кругозор, развивать способность воспринимать и чувствовать прекрасное;
  4. Формировать и прививать при общении к культуре своего народа к обычаям и традициям;
  5. Развивать познавательный интерес к творчеству ведущих народных мастериц;
  6. Развивать творческую деятельность в традиционном шитье.

Развитие традиционного национального шитья предполагает актуализацию проблемы бережного отношения к традициям своего народа, приобщения подрастающего поколения самобытной жизни и деятельности предков, к их уникальной материальной и духовной культуре. В результате посещения кружка «Традиционное шитье», появились у студентов такие качества, как любовь к национальной культуре, трудолюбие, уважение к старшим, аккуратность и самостоятельность. Эти занятия могут стать стартовой полосой в новой творческой деятельности студента, навыки, полученные на занятиях, помогут им в дальнейшей работе по любой специальности.

Приобщение молодежи к национальной культуре, обычаям, обрядам и лучшим народным художественным традициям становится сегодня основной задачей профессионального образования. Именно в традиционной культуре и искусстве ярко и выразительно проявляется жизненный опыт народа его творческий потенциал, отражается миропредставление и художественный вкус как целого коллектива и отдельно талантливых личностей. Поэтому именно сейчас важно приобщить молодое поколение к живительным истокам народного опыта, мудрости, мастерства, культурного и художественного наследия старших поколений.

Таким образом, кружковые занятия в системе среднего профессионального образования имеют большое значение в становлении и воспитанию профессионально компетентных специалистов. Осуществление кружковых занятий на более высокий уровень возможно при помощи внедрения в учебно-производственный процесс нового содержания, методов, технологий,  технических средств, это и есть основной смысл, суть и цель педагогических инноваций.