Полный текст статьи
Печать

При современных темпах обновления технологии и форм организации труда требуется подготовка специалистов, способных не только наследовать культуру старшего поколения, но и овладение определенными компетенциями. В соответствии с ФГОС во внеурочной деятельности имеются большие возможности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся. 

Согласно А.В. Хуторскому, учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности соотнесенной с реальными познавательными объектами. [1]

Для формирования учебно-познавательный компетенций необходимы современные технологии организации учебно-познавательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развитие критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.

В связи с этим, мы разработали программу кружка «Сутажная вышивка», которая формируют ключевые компетенции, а в частности учебно-познавательные. Программа рассчитана на 36 часов на один учебный год. Обучающимся предоставляется возможность получить технологические знания и умения в области нового вида вышивки - сутажной техники, а это дает уверенность в настоящей и будущей жизни создавать красивые и аккуратные украшения для себя и  по заказам, а также открыть свое дело.

Задачами нашей программы являются:

Обучающие:

  - Научить ориентироваться в стиле;

  - Научить пользоваться с разновидностями сутажных шнуров;

  - Научить плести в технике сутаж;

  - Научить отделать готовые изделия;

  - Научить подбирать цвет сутажного шнура, бисера и кабашона;

  - Научить выполнять эскизы;

  - Научить самостоятельно подбирать фасон изделия;

  - Научить шить качественно и аккуратно.

  Развивающие:                                                                                                           

  - Развитие познавательного интереса в сфере создания украшений;

  -Создание условий для развития у детей способности к личностному и профессиональному росту и самоопределению в сфере декоративно - прикладного  творчества;

  - Развития трудолюбия, аккуратности, усидчивости, взаимопомощи;

  - Развитие любви к этому виду искусства.

  Воспитательные: образовательный процесс должен быть направлен на:

  - Развитие и формирование познавательной, эстетической, трудовой и нравственной культуры  детей через формирование художественного сознания;

  - Воспитание аккуратности, усидчивости;

  - Воспитание художественного  вкуса, научить создавать красивые и полезные вещи.

Отличительной особенностью данного кружка является использование специальной узкой тесьмы – сутажа. Сутажная вышивка - это старинный и очень изысканный вид рукоделия. Когда-то сутажом расшивали одежду. Современные же мастерицы нашли этому простому и доступному материалу новое применение. Вручную обшивая сутажом кабошоны, стразы, бисер и бусины разного размера, они создают изумительные украшения: колье, серьги, броши, браслеты, кольца, аксессуары для волос, декорируют сумочки, пояса...[2]

При помощи тонкой иглы и ниток нейтрального цвета сутаж нашивается на ткань-основу, попутно скрепляясь между собой, и образует изящные объемные переплетения. Сутажная вышивка издавна применялась для украшения различных предметов одежды, элементов женского праздничного платья, обуви, сумок, а также всевозможного домашнего текстиля. Для этого вида вышивки характерны разнообразные растительные узоры, орнаменты, образованные непрерывными линиями. Техника исполнения сутажной вышивки заключается в выкладывании узора по контуру специальной тесьмой с попутным пришиванием её мелкими малозаметными стежками. [3]

Программа «Сутажная вышивка» рассчитана только на вышивку украшений. На кружковых занятиях  обучающиеся учатся выполнять технологически трудоемкие изделия по принципу от простого к сложному. А также выполнение творческих проектов по теме.

Таким образом, решение проблемы формирования учебно-познавательной компетенции учащихся в процессе обучения технологии сутажной вышивки и внедрение во внеклассной учебной деятельности комплекса различных технологий, способствует результативности. Деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся на кружке позволяют формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного плана по сутажной вышивке.