Качество обучения учащихся в значительной степени зависит от степени теоретической и практической подготовки учителя, от нашей творческой инициативы и ответственности. Подготовка учащихся к профессиональной деятельности должна строиться не только на имеющихся знаниях, она должна отражать современные научные и практические проблемы, решение которых становится все более актуальным. Проектная деятельность, в процессе которой происходит разностороннее развитие личности обучаемого, становится в последнее время одним из ключевых элементов технологического образования. Необходимость формирования системы проектной деятельности в образовании обусловлена развитием общества и производства. [2]
Одним из направлений, активно разрабатываемых современной педагогикой является метод проектов. Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. [1] Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Учебный проект – это итоговая, самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством педагога.
Для осмысленного использования того или иного метода в обучении учителю важно понимать, какими возможностями он располагает, как он решает те или иные цели и задачи. Основной целью проектов является контроль знаний и умений учащихся, содействие развитию творческой, активно действующей личности и формирование системы интеллектуальных и технологических качеств учащихся, выполненных в конкретном изделии. Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта. Сюда входят: маркетинг, технологическое планирование, накладка оборудования и конструирование, изготовление изделий и их реализация.
Использование метода проектов создает условия для более полной самореализации учащихся в их познавательной и преобразовательной деятельности, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и ответственности, умений планировать, принимать и оценивать результаты работы. [4] В итоге учащиеся приобретают опыт решения реальных проблем, необходимый для будущей самостоятельной жизни.
Анализ проектной деятельности учащихся в современной образовательной среде показал, что этап самостоятельного выявления проблемы либо отсутствует, либо преднамеренно устраняется, либо учащимся предоставляются уже готовые “рафинированные” проблемы. Можно утверждать, что эффективным направлением личностно-ориентированного, деятельного, продуктивного образования является именно выявление проблем и их самостоятельное решение.
Мы во время педагогической практики поняли, что для эффективность проектной деятельности на внеклассных занятиях по бисероплетению повышается и учащиеся лучше усваивают технологические умения и навыки, если использовать алгоритмы преобразовательной деятельности.
Таким образом, если при проведении занятий по бисероплетению методом проектов, создать соответствующие условия, грамотно поставить цели и задачи, алгоритм выполнения задания, то быстрее и эффективнее формируются важные качества личности учащихся, такие, как
- Познавательные - мышление, речь, воображение, память, внимание;
- Мотивационно - ценностные свойства - направленность и самосознание личности, практические качества;
- Коммуникативные;
- Эмоционально - волевые и индивидуально-психологические свойства личности - способность, характер, темперамент.