Полный текст статьи
Печать

В современной школе одной из  актуальных проблем является проблема развития творческих способностей школьника. Многие десятилетия школа и научно-педагогическое образование занимаются поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей. Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем. Советский психолог Л.С. Выгодский  сформулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».

Огромную роль  в развитии творческих способностей  решает  предмет «Технология». Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, то есть те качества, без которых невозможно творчество.

Что же такое творчество? Американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии Р. Мэй  пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс,… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира». Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою  свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Через творчество раскрываются потенциальные возможности и способности ученика.

Эффективность учебно-воспитательного процесса, по мнению доктора психологических наук Г. А. Ковалева, в настоящее время определяется средой, которая включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование ребенка.

Очень важно создать на уроке  эмоциональный комфорт,  ситуацию успеха и творческую раскованность, когда не порицаются ошибочные действия школьника.

В этом первоочередную роль играет создание на уроке творческой среды. Но для их проявления необходимо создание специальных условий, ситуаций, моментов.

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала учащихся.

Организуя учебно-воспитательный процесс на основе творческой среды, необходимо учитывать психологические условия, способствующие формированию чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми творческих начинаний ребенка. Доктор психологических наук В.А. Ясвин отмечает, что   творческая среда создает благоприятные условия для саморазвития свободной и активной личности, которой свойственна инициативность в освоении и преобразовании окружающего мира,высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков. Творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением. 

Становится ясно, что создание творческой среды в учебной деятельности не только создает комфортную обстановку на уроке, формирует коллектив, прививает интерес к предмету, но и при систематической работе способствует интеллектуальному развитию всех учащихся. Но нужно помнить, что сущность этой среды - совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров. «Творческая» среда «изживает себя», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей.

В методическом арсенале учителя технологии сегодня достаточно самых разнообразных и по форме, и по эффективности методов и приёмов, способных создать творческую среду на уроке. К числу таковых отношу и использую в своей практике:

  • · Проведение необычных по форме и замыслу уроков: уроков творчества, уроков-состязаний, уроков-игр;
  • · Открытую защиту проектов;
  • · Работу в парах, группах;
  • · Работу с опорными сигналами, памятками, алгоритмами;
  • · Использование на уроках игровых ситуаций: технических дуэлей, терминологических зарядок и т. д.;
  • · Использование на уроках занимательного материала: кроссвордов, головоломок и т. д.
  • · Проведение интегрированных уроков.

Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.

Выделены следующие формы деятельности:

  • · индивидуальное обучение по программам творческого развития;
  • · система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • · научно-практические конференции и семинары;
  • · участие на выставках творчества.

Этапы развития творческой активности школьника:

  1. Создание презентаций, творческих работ
  2. Реферативная деятельность.
  3. Метод проектов
  4. Исследовательская деятельность.

Характеристика этапов.

1.Создание презентаций, творческих работ. Учащиеся нестандартно передают изучаемый материал. Были представлены интересные красочные презентации  национальных костюмов мира, таких как  турецкий костюм, шотландский, казахский, бразильский, армянский и т.д. Работа над созданием презентации позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Всё это развивает коммуникабельность  и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Творческие работы стимулируют гибкость мышления, развивают умение в обычном   находить необычное.

2.   Реферативная деятельность. Реферат способствует умению работать с дополнительной литературой, при этом находя убедительные доказательства, как истории предметов «Волшебная иголка», « Из истории национальных блюд», «Алло, алло», «История  лоскутного шитья», так и современности по изучаемой проблеме «Современные средства по уходу за одеждой», «Косметика или уход за лицом и волосами» и т. д.

3.   Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления (например, с точки зрения технологии), обработать,  полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов. В результате проектной деятельности учащиеся видят перед собой – вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу.

4.  Исследовательская деятельность - более самостоятельная работа. Учащиеся высказывают собственные идеи и отстаивают их. Педагог лишь вносит различную корректировку в работу школьников. В итоге высокая познавательная потребность с внутренней мотивацией дают хорошие результаты. Были выполнены такие работы как: «Громкая музыка: польза и вред», «О вреде курения», «Влияние спиртных напитков на здоровье подростков», «Какую цель в жизни выбирает нынешний подросток», «Вредное влияние компьютера», «Современные молодежные субкультуры», «ЗОЖ, режим труда и отдыха», «ЗОЖ, наркотикам НЕТ!», «Тряпичная кукла как творческая основа материнства». Темы проектов девочки выбирают сами, исследования и эксперименты ведутся с согласия учеников в определенном классе. Именно при выполнении исследовательских работ ребята получают свой личный опыт применения полученных знаний на практике, оказываются в среде, способствующей развитию их творческих способностей.

В использовании приёма «виртуальная экскурсия в стране кулинария» на уроке технологии - ещё один способ преподнести нестандартно, необычно, а значит, привлечь внимание учащихся, вызвать необычные эмоции. Эта деятельность способствует не только пробуждению и закреплению интереса к разнообразным блюдам мира, но и помогает обратить внимание ребёнка к необычному в обычных овощах и фруктах, будь, то сервировка стола или оформление и подача блюд. А это развитие фантазии, воображения, творчества.

Несмотря на то, что выставки декоративно- прикладного творчества – это традиционное мероприятие в нашей школе, она всегда вызывает положительные эмоции учащихся. Создается особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, желанием поделится собственными умениями и навыками, открытиями.

Таким образом, постепенно в течение учебного процесса можно создать портфолио достижений. Основной смысл – «показать всё, на что ты способен». Портфолио содержит многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащегося. А также помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьника; поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Результаты деятельности представлены в виде сертификатов, грамот и дипломов.

Не последняя роль отводится наличию условий, в которых проходит урок. Это учебная мастерская, где имеются все необходимые наглядные пособия, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:

  • · таблицы;
  • · инструкционные карты;
  • · банк учебных проектов.

Здесь полный набор необходимого для индивидуальной и групповой работы инструмента, стандартного оборудования: промышленные швейные машины, электрические швейные машины, утюги с паром, манекен, примерочная, интерактивная доска, компьютер. Оформлен стенд по технике безопасности и периодически обновляется выставка работ,  стенд лучших поделок по бисероплетению, вязанию, вышивке, действует в течение учебного года стенд “Лучшие проектные работы”, под рукой библиотечка технической и прикладной литературы, альбомы эскизов моделей, орнаментов для вышивания, папки с различными видами лоскутков ткани. Большую помощь в работе оказывает  просторный, хорошо оснащенный  уютный кабинет.

Для развития учащихся необходимо при создании творческой среды для развития одарённости учитывать новые информационные технологии, умело использовать их на уроке в качестве дополнительного средства обучения детей. Создана и используется коллекция презентаций по темам, например: “Костюмы стран мира ”, “Самое интересное о вязании”, “Плетение корзины из старых газет”, “История костюма”, «Полезные изделия из использованных пакетов» и др. Слайды презентации являются наглядной иллюстрацией к объяснению материала, что позволяет активизировать внимание детей и делает рассказ учителя живым и интересным.

Информатизация образования позволит решить проблемы качественного изменения информационной среды системы образования, предоставит новые возможности для развития личности и формирования коммуникативных умений, навыков, обеспечивая при этом развитие познавательного интереса и способностей, самостоятельности, самоконтроля, способствуя развитию творческой личности. Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, Профессор Московского государственного университета С.А. Илюшин и доктор психологических наук, профессор, академик РАО Б.Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский».

Например, такой вид работы, как создание «Лента времени» учащимися призван показывать  развитие одежды в разные эпохи, но и донести в увлекательной форме до своих одноклассников (в форме рисунков с привлечением материалов видео из художественных и документальных фильмов). Также рассказывать о жизни и творчестве знаменитых домов мод, и доносить до аудитории учащихся радость познания, радость творчества, радость общения.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Результаты работы показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Работая над развитием творческой активности детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились обоснованные результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальные мотивационно – потребительские восприятия мира.

И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.  При выполнении проектов по национальным костюмам, и в проекте про обычную иголку, мы узнали много дополнительной информации в виде стихов, легенд, преданий.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Дети ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: проходит боязнь совершения ошибок, появляется взаимовыручка.  Школьники с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и  в городе,  также на республиканском и всероссийском уровне. Результаты активного участия  на научно-практических конференциях, выставках по декоративно-прикладному творчеству, различных конкурсах по предмету, олимпиадах муниципального,  республиканского и всероссийского уровней отмечены сертификатами, грамотами, дипломами.

Таким образом, широко используя различные приемы развития творческой активности, создавая творческую среду в учебной деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.