В соответствии со стандартом ФГОС СПО необходимо внедрение в учебный процесс новых методических и содержательных подходов к изучению дисциплины «Инженерная графика» на основе систем междисциплинарных задач. Для этого необходим переход на научно обоснованные концепции междисциплинарной связи, адекватной требованиям объективного закона качественного развития образования. Методические приемы междисциплинарных связей позволяют решить вопрос о самостоятельности учебной деятельности обучающихся. Междисциплинарная связь дисциплины «Инженерная графика» с дисциплинами и модулями профессионального цикла ФГОС СПО реализуется в учебном процессе для специальностей: 190631 - Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 150709.02- Сварщик, 051001 – Профессиональное обучение. (Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Сварочное производство.)
Суть изменений в подготовке специалистов, наряду с ориентацией обучения на практику, видится в междисциплинарном взаимодействии, необходимости качественно новых путей интеграции дисциплин. Умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе креативности как требования к любой деятельности человека в современных условиях. Вооружение такими умениями будущего специалиста – актуальная социальная задача средней профессиональной школы, диктуемая тенденциями интеграции в науке и практике и решаемая с помощью междисциплинарных связей.
Целью является создание условий: для осознания обучающимися основной профессиональной образовательной программы (ОПОП СПО) ФГОС СПО за счет определения междисциплинарных связей; для раскрытия в процессе обучения и воспитания важности профессиональной деятельности, социальной значимости будущей профессии; для выявления способности осмыслено и целенаправленно двигаться к намеченной цели – стать конкурентоспособными специалистами.
Главная задача заключается в формировании междисциплинарных связей, которые устанавливаются на взаимной согласованности учебных программ основной профессиональной образовательной программы, на уровне общности выполняемых чертежей, научных понятий, связанных общим смыслом дисциплин и методами преподавания, исключают противоречия в трактовке одних и тех же законов, понятий, явлений, дублирование материала, способствуют целостности получаемых обучающимися научных и технических знаний, обеспечивают единство многообразия процессов и явлений, изучаемых разными дисциплинами.
Внедрение в образовательный процесс междисциплинарных комплексных задач, связанных несколькими дисциплинами, профессиональными модулями позволяет:
- снизить загруженность обучающихся в рамках совмещенных, бинарных занятий или практических работ;
- последовательно реализовывать репродуктивные, частично-поисковые, творческие и научно-исследовательские, дидактические принципы по нескольким дисциплинам, профессиональным модулям;
- на основе дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению выбирать уровень сложности решаемой задачи;
- развивать самостоятельность и ответственность обучающихся при выполнении индивидуальных заданий;
- вовлекать обучающихся с целью активизации самостоятельной познавательной деятельности во внеучебную деятельность.
Первый этап: формирование у обучающихся системы знаний и умений по дисциплине «Инженерная графика», ознакомление с содержанием предстоящего исследования. На данном этапе они получают необходимые знания по дисциплине, формируют понятийный аппарат, осуществляют творческое осмысление знаний, учатся апеллировать терминами, законами и применять их при решении практических задач. Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить обучающихся получать знания через самостоятельное осмысление, создавать профессиональную мотивацию.
Второй этап: ориентация обучающихся в информационном пространстве, выстраивание своего понимания замысла предстоящего исследования, формирование системы профессиональных знаний и умений по дисциплине, привитие навыков решения профессиональных задач, использование умений выполнения графических работ.
На этом этапе необходимым условием является согласованность учебных программ по дисциплинам. Каждый обучающийся создает свой именной комплекс, в который помещаются выполненные в процессе изучения дисциплины «Инженерная графика» чертежи, необходимые в дальнейшем обучении специальности. Комплекс представляет собой графические изображения по дисциплинам, профессиональным модулям, видам практик. Разработка обучающимися комплекса в процессе обучения на 2-4 курсах позволяет объединить информацию об отдельных сторонах профессиональной деятельности, рассредоточенную в разных курсах учебных дисциплин, и уже тем самым создает возможности для систематизации, исключения дублирования, выявления недостающего материала. Обучающиеся, осваивая новую для них деятельность от простых элементов к более сложным, занимаясь активным самостоятельным поиском, приобретают практический опыт, формируют профессиональную готовность к овладению полноценной профессиональной деятельностью.
При реализации второго этапа обучающиеся получают знания и навыки практической деятельности по чтению и выполнению эскизов, рабочих чертежей деталей, чертежей общего вида, сборочных чертежей изделий. При изучении этих тем дисциплины используются элементы проектной деятельности. Обучающиеся должны эффективно применять их в своей учебно-профессиональной деятельности, используя творческий самостоятельный подход к решению профессиональных задач. Например, при изучении темы «Рабочий чертеж и его выполнение» рабочие чертежи деталей сборочной единицы будут использованы, усложнены при курсовом и дипломном проектировании.
Третий этап: развитие у обучающихся навыков применения полученных знаний при решении комплексных производственно-технических задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов, анализа принятых решений, видения перспектив. Междисциплинарные задачи - одна из эффективных форм междисциплинарной интеграции в учебном процессе при изучении дисциплин профессионального цикла. На данном этапе обучающиеся ведут работу с конкретными междисциплинарными задачами по профилю специальности (проектирование планов цехов, чтение и выполнение схем по специальности). Упор делается на прикладной характер применения знаний, сформированных в результате прошедших этапов проекта. Работы могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
Обучающиеся самостоятельно планируют и реализуют способы построения исследовательских процедур, способных помочь в реализации задуманного. При необходимости пересматривают свои подходы к исследованию. На основе проделанной аналитической работы происходит выделение проблем для своего проекта: поиск данных, их интерпретация, планирование и проведение сравнительного анализа, построение выводов. Логическим завершением этапа служит пополнение более сложными разработанными графическими изображениями комплекса.
Например, на 2-4 курсах стандартом ФГОС СПО предусмотрено выполнение курсовых проектов при изучении междисциплинарных курсов. Вариативность проектной деятельности обеспечивается применением современного оборудования, разными площадями цехов, возможностью модернизации существующих камер, рациональным размещением оборудования разных типоразмеров. При проектировании используются и расширяются материалы комплекса с ориентацией на дипломное проектирование.
Четвёртый этап: подготовка к представлению комплекса на дифференцированном зачете, экзамене по дисциплине «Инженерная графика» направлена на воспитание качеств: ответственного отношения к результатам собственной деятельности, деятельности проектной группы (сотворчество), самостоятельного эвристического поиска, самостоятельного исследования.
Проведение самоанализа проделанной работы способствует воспитанию личности современного типа, обладающей информационной компетентностью. На данном этапе встает задача научить обучающихся как будущих специалистов самостоятельно принимать решения в сложных обстоятельствах, быть готовыми брать на себя ответственность, предвидеть возможные последствия своих решений для производства, других людей и себя лично, уметь реализовывать и усовершенствовать профессиональные навыки, развивать методики и технологии своей профессии и быть готовым к усовершенствованию профессионального мастерства.
Пятый этап: представление обучающимися комплексов на дифференцированном зачете, экзамене по дисциплине «Инженерная графика». Оценивается созданный комплекс по полноте и качеству заполнения, форме конкретных результатов, готовых к внедрению, а также его защита. Возможность междисциплинарного внедрения комплексов в образовательный процесс обусловлено созданием системы междисциплинарных связей дисциплины «Инженерная графика» с дисциплинами и модулями профессионального цикла ФГОС СПО. В результате реализуются креативные возможности личности обучающихся, повышается их самооценка, развиваются невостребованные в образовательном процессе личностные качества, что позволяет сформировать многосторонне развитую личность, реализующую свой потенциал в образовательном процессе.
Систематизация междисциплинарных связей в процессе изучения дисциплины «Инженерная графика» предполагает особую роль графической подготовки, содержание которой необходимо насытить фундаментальным материалом в виде междисциплинарных задач, который позволит обучающимся при переходе на третий, четвертый курсы свободно ориентироваться в вопросах анализа и синтеза графических моделей, иметь твердые навыки создания геометрических образов инженерных объектов на профессиональной основе, динамично оперировать ими.
Таким образом, это позволяет создать будущему специалисту условия для активной самостоятельной познавательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий, для приобретения научно-практического опыта решения междисциплинарных задач и возможности применения его на производстве.