Полный текст статьи
Печать

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. 

Задача школы на современном этапе – не дать объем знаний, а научить учиться.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность и логическое мышление.

Для того чтобы учащиеся из урока в урок самостоятельно добывали знания, чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности:

  • Проектный метод
  • Исследовательский метод
  • Игровой метод
  • Проблемно-поисковый метод
  • Метод коллективного решения проблем
  • Метод управляемого открытия

Шаблон технологической карты урока:

Название технологических этапов урока, их содержание:

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности содержание.

- Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности(надо);
- Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); - устанавливаются тематические рамки (могу).

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. 

3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство) индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения..

- На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре)обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму

4.Реализация построенного проекта.

- обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

- выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
- построенный способ действия используется для решения  исходной задачи, вызвавший затруднения;

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения. 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу.

- Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. 

7.Включение в систему знаний повторения.

- Организуя этот этап, учитель подбирает задания
в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень).

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Демонстрируются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности. 

Целью деятельностного подхода в обучении является не проверка знаний, а их самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. И в этом мне помогают такие приёмы

  • 1. Установление связи между отдельными элементами и блоками знаний
  • 2. «Вставь пропущенное слово»
  • 3. «Задай вопрос»
  • 4.Тест: «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)»
  • 5. Составление синквейна
  • Составляем синквейн.
  • В синквейне 5 строк:
  • 1-понятие (слово) - Технология
  • 2-прилагательные (два слова) - Интересная, значимая
  • 3глаголы (три слова) - Открывает,  изучает, экспериментирует
  • 4-предложение (из пяти слов) - Помогает сформировать навыки трудовой  деятельности
  • 5-существительное (одно слово) - Наука
  • 6. Составление кластера

В центре доски записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 - 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.