Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Задача школы на современном этапе – не дать объем знаний, а научить учиться.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность и логическое мышление.
Для того чтобы учащиеся из урока в урок самостоятельно добывали знания, чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности:
- Проектный метод
- Исследовательский метод
- Игровой метод
- Проблемно-поисковый метод
- Метод коллективного решения проблем
- Метод управляемого открытия
Шаблон технологической карты урока:
Название технологических этапов урока, их содержание:
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности содержание.
- Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности(надо);
- Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); - устанавливаются тематические рамки (могу).
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство) индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения..
- На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре)обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму
4.Реализация построенного проекта.
- обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;
- выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
- построенный способ действия используется для решения исходной задачи, вызвавший затруднения;
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу.
- Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7.Включение в систему знаний повторения.
- Организуя этот этап, учитель подбирает задания
в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень).
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Демонстрируются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.
Целью деятельностного подхода в обучении является не проверка знаний, а их самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. И в этом мне помогают такие приёмы
- 1. Установление связи между отдельными элементами и блоками знаний
- 2. «Вставь пропущенное слово»
- 3. «Задай вопрос»
- 4.Тест: «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)»
- 5. Составление синквейна
- Составляем синквейн.
- В синквейне 5 строк:
- 1-понятие (слово) - Технология
- 2-прилагательные (два слова) - Интересная, значимая
- 3глаголы (три слова) - Открывает, изучает, экспериментирует
- 4-предложение (из пяти слов) - Помогает сформировать навыки трудовой деятельности
- 5-существительное (одно слово) - Наука
- 6. Составление кластера
В центре доски записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 - 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.