Полный текст статьи
Печать

В XXI веке стремительно возрастает роль образования, как нынешнего фактора образования, не только экономики, но и общества в целом. 20 лет назад время было другое. Изменились требования к жизни, ученик должен вписаться в эту жизнь. В рыночной системе ученик отвечает сам за себя. Он сам находить себе работу, развязывать сложные жизненные и социальные узлы. Навязывать человеку нельзя, то, что он не хочет или хочет, но не может. Должно быть призывание, пригодность человека к той , или другой деятельности. Учащийся должен быть в гармонии со своими способностями к развитию самостоятельности.

Возможности современной технологии так расширились, что еще несколько десятков лет назад трудно было представить себе, какими гигантскими шагами пойдет развитие этой области проебразования материалов, информации и энергии.

Но любое производство (промышленность, строительство, транспорт, связь и др.) строится на фундаменте знаний, интегрированных в технологии.   Не усвоив этих знаний, человек этих знаний, человек не сможет успешно работать во многих областях производства и управления. Не будет преувеличенинем сказать, что чем выше будет технологическая культура каждого из нас, тем эффективнее мы сможем создать мощную материально-экономическую и социальную базу нашего государства. Вот почему имеет первостепенное значение глубокое изучение технологии в школе.

Предмет «Технология»  призвана познакомить учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Целями обучения по общеобразовательной области «Технология» в основной школе являются формирование у учащихся технико-технологической грамотности, технологической культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности их социально- трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.

В связи с этим процесс обучения должен определяться общей конечной целью и совершенно четкой её конкретизацией, то есть необходимо четкими, конкретными критериями определить, что должен знать и уметь ученик после завершения обучения. Известно, что полезными для учеников являются лишь те знания, которые трансформируются в умения, закрепляются ими.

Для достижения опережающего развития образования объективным фактором становится необходимость поиска новых педагогических технологий, которые рождают новые типы взаимоотношений между учителем и учеником

Работая методом проекта, на основе методики В.Д. Симоненко, Е.Н. Перовой, В.Н. Черняковой, мы вооружаем учащихся  достаточно широким кругом технологических знаний и умений. Предусмотрено выполнение лабораторных, практических работ, различных упражнений, которые способствуют  формированию умения применять полученные знания на практике. Практические занятия предусматривают наряду с индивидуальной и групповую форму организации работы, приучающей к взаимоответственности, исполнительности  и  доброжелательности.  Стремясь к разнообразию методов и форм проведения занятий, используем уроки-практикумы, деловые игры, уроки диспуты, урок - аукцион, интеллектуальные уроки - игры. Все  это невозможно без постоянного обновления дидактического, раздаточного материала  и средств наглядности.

В связи с этим на основе методики С.Э. Маркуцкой, мы разработали дидактические и  раздаточные материалы: «Творческие тесты и развивающие задания по технологии», «Инструкционные карты по выполнению ручных стежков», «Схема проверочных работ по технологии», «Обучающие раздаточные материалы по технологии».

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую кооректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.

В последнее время в любых  предметах все более широко используется такая форма исследования подготовленности учащихся, как тестирование.    Ученику предлагается ряд тестовых заданий по каждому разделу учебной четверти и по всей учебной программе  в конце года. Использование тестовых заданий, представленных различными вариантами ответов, соответствует конкретно-операционному мышлению ученика, но в то же время при решении этих заданий он может применить своё умение логически мыслить. Следовательно, тесты не только служат для проверки уровня усвоения изученных знаний, но и способствует развитию.

Применение тестовых заданий позволяет:

  • за небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объема

учебного материала у всех учащихся;

  • оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция);
  • закрепить у учащихся знания, систематизировать их, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция);
  • обеспечить индивидуальное развитие ученика (развивающая  функция).

         Предлагаемые примерные задания для проверки знаний  разработаны для оценки результатов обучения учащихся по предмету «Технология. Обслуживающий труд». Их содержания охватывает основные разделы программы «Элементы машиноведения», «Элементы материаловедения», «Конструирования и моделирования швейных изделий», «Технология изготовления швейных изделий», «Кулинария», «Художественная обработка материалов», «Электротехнические работы», «Семейная экономика», «Техника безопасности при эксплуатации электроприборов»  тесты по профориентации.

Учашимся предлагаются примерные задания нескольких видов:

  • выбор одного или несколько правильных ответов
  • установление правильной последовательности действий (проставление нужных цифр у каждой из предложеных позиций);
  • установления соответствия
  • практические и лабораторные работы
  • контрольные работы в форме решения кроссвордов, ребусов, анаграммы, метаграммы, логогрифы и т.д.

Контроль знаний и умений учащихся устанавливает, что и на каком уровне усваивают учащиеся. Контроль знаний дает возможность учителю совершенствовать учебный процесс, а также стимулирует корректировку или выбор оптимальной методики обучения для коллективов учащихся различных уровней подготовки, приучивает их к систематическому труду, ответственному отношению к его результатам .  Проверяя знания учащихся, учитель оценивает их. Оценка должна быть понятна ученику, т.е. быть объективной и справедливой. Оценка имеет функцию поощрения и порицания, является средством воспитательного воздействия.

При оценке знаний и умений необходимо отмечать слабые и сильные стороны каждого учащегося индивидуально, замечать, стремиться ли ученик к совершенствованию знаний и умений или пользуется своими природными задатками. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся: застенчивость, болезненность, замедлительность умственного и физического развития, самоуверенность. При выставлении отметок необходимо также учитывать объективные причины, связанные с недоброкачественным материалом, неисправным инструментом и др.

Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоритического материала и применения его на практике считается коэффициент усвоения учебного материала – КУ. Он определяется как отношения правильных ответов учащихся в тесте, контрольных работах к общему количеству вопросов (по В.П. Беспалько): КУ=N/К

где: N- количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;

K- общее число вопросов в контрольной работе или тесте. 50% правильно выполненных заданий позволяет поставить ученику оценку «зачтено», что означает усвоение им программы обучения. Оценка знаний  учащихся проводится по пятибалльной системе. При выполнении теста, контрольных работ ствится отметка:

«5» - при выполнении 80-100% всех заданий;

«4» - при выполнении  60-80% заданий;

«3» - при выполнении  50-60%  правильно выполненных заданий.

Разработанные нами тесты, занимательные задачи предназначены для занятий с девочками  общеобразовательной школы и освещает многие школьные вопросы технологии в различных занимательных формах, но её содержание не связано с какой- либо конкретным учебником по технологии. Основная задача – помочь активно усвоить учебный материал, свободнее ориентироваться в изучаемых вопросах технологии, осознанно представлять себе все разнообразие турда взрослых и богатство мира профессий. Предложенные задания можно использовать при подготвке к урокам, факультативным занятиям, а также при проведении различных внеклассных мероприятий. Они направлены на удовлетворение детской любознательности, расширение кругозора, являясь иллюстрациями широких и самых различных практических применений технологии в производстве и быту. Задания комплектуется по типичным признакам занимательности: анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки по определенному признаку входящих в них букв), метаграммы (загадки, в которых из слова путем замены любой буквы другой получается новое слово), логорифы(загадки, в которых слово меняет свое значение, если отнять или прибавить к нему буквы), ребусы кроссоводы, конкурсы, викторины, игры. Их выполнение позволит учащемуся самостоятельно узнать о качестве своих знаний, а также выявить уровень наблюдательности, внимания, памяти, мышления.

Решение и выполнение конкретных заданий поможет школьникам учиться успешнее, развивать интерес, склонности и способности к самостоятельному мышлению и вырабатывать навыки самообразования.

Программное обеспечение разработки тестов

Программный комплекс МОСТ предназначен для контроля знаний специалистов любой формы обучения и любой предметной области путем проведения тестов. Система тестирования является сетевой, а значит, позволяет проводить один или несколько тестов сразу у группы учащихся с последующим сохранением результатов и возможностью их распечатки. Использование технологии OLE при создании тестов дает возможность использования практически любого объекта (текст с различным форматированием, растровые и векторные изображения, формулы, музыку, видео и др.). В системе реализован «тонкий клиент», что существенно снижает сетевой трафик и ускоряет работу. В отчете сетевого тестирования кроме результатов тестирования сохраняется также полная информация о прохождении теста, т.е. имеется возможность просмотреть варианты ответа пользователя на заданные ему вопросы. Наличие локальной версии тестирования позволяет пройти тест при отсутствии сети.