Разговорная речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками.
Проблема формирования и развития разговорной речи у детей с нарушением слуха является одной из наиболее разработанных в сурдопедагогике, но по сей день она не становится менее актуальной. У большинства обучающихся с нарушениями слуха наблюдается низкая речевая активность, использование фраз разговорной речи, только по побуждению учителя. Учащиеся лишь отвечают на вопросы педагога, редко проявляя собственную речевую активность.
Объектом работы по самообразованию является развитие разговорной речи неслышащих школьников на уроках предметно- практического обучения в ходе коллективной деятельности.
Цель работы- обеспечить формирование и развитие разговорной речи школьников, подготовку их к успешному усвоению программных требований по учебным предметам и активизацию речевой коммуникации у обучающихся с нарушениями слуха.
Задачи:
- · Изучить опыт работы по данной проблеме ведущих сурдопедагогов и психологов;
- · Определить целесообразные направления в применении коллективных форм деятельности;
- · Применять в работе современные технологии (ИКТ);
- · Осуществлять систематический контроль эффективности обучения;
- · Развивать мышление неслышащих школьников;
- · Изучить состояния здоровья и слуха обучающихся класса;
- · Формировать и развивать навыки взаимодействия в коллективе;
Основными методами исследования явились систематические наблюдения за учебным процессом на уроках предметно- практического обучения. Изучение опыта работы ведущих сурдопедагогов Зыковой Т. С, Зыковой М. А., Быковой Л. Б., Носковой Л. П. также изучение школьной документации (журнал, самостоятельные работы учащихся, рабочие тетради учащихся).
Предметно- практическое обучение (ППО)- это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно. Уроки предметно-практического обучения проводятся в подготовительном, 1-4 классах.
На уроках предметно- практического обучения школьники лепят, работают с бумагой, конструируют, и в связи с предметной деятельностью получают необходимые, зафиксированные программой знания и умения. В этом заключается одна из специфических особенностей уроков предметно- практического обучения.
Совместные занятия предметно-практической деятельности побуждают детей вступать в контакты с учителем, с товарищами. В ходе коллективной работы у них возникают вопросы, просьбы, желания высказать свое отношение к деятельности. Создателем речевой среды является учитель, учащиеся начинают действовать по его примеру, подражая ему. Организуя коллективную деятельность, учитель с первого урока сообщает школьникам, что предстоит сделать, что нужно для этого взять, как выполнять работу. При этом он обращается к детям со словесными поручениями, дает оценку выполнения задания, сообщает о своих действиях, т. е. задает речевой фон, на котором развертывается интересная, понятная детям работа по изготовлению изделий.