Полный текст статьи
Печать

Кукла – одна из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. В 1939 году немецкая кукольница Кэти Круз была уж е состоявшимся и известным мастером, владелицей собственного производства по изготовлению кукол. Для изготовления кукол она создала новый материал, который удовлетворял её требованиям. Но изобретенный ею материал оказался непригодным для серийного производства и, следовательно, для извлечения прибыли от его продажи.

Дочь Кэти, Софи, продолжила дело своей матери. Она также начала самостоятельно экспериментировать с массой, вмешивая в нее пасты и различные красители, и получала множество форм и объектов. Она сформулировала свою собственную философию, которая примерно гласила: «Человечество инстинктивно стремится моделировать вещи — это его способ сохранить что-то важное и дорогое его сердцу». Софи продолжает развиваться и в 1954 году создает свой первый набор глины для моделирования, который можно было использовать для коммерческого производства. Она становится автором бренда FIMOIK.

В 1966 году полимерная глина была немного улучшена и поменяла название на более благозвучное, которое сейчас знаем мы — «FIMO».

И вот на смену традиционной глине приходит глина полимерная – материал доступный, позволяющий без особых затрат не только слепить, но и сохранить практически любое изделие. Полимерная глина открывает дополнительные возможности работы с цветом – ее гамма обширна, из нее можно делать не только крупные изделия, но и совсем крохотные – материал настолько пластичен, что его можно раскатать в слой толщиной 1 мм, к тому же полимерная глина намного легче, чем натуральная.

Педагогическую практику я проходила в МАОУ «Саха политехнический лицей», где проводила занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Конструирование и моделирование», которую разработала учитель технологии Егорова Евдокия Алексеевна. Данная программа рассчитана на 34 часа, направлена только на изучение шитья и лепки. На кружковых занятиях обучающиеся выполняют изделия повышенной сложности.

Как оказалось, технология изготовления куклы дело серьезное и очень увлекательное. Однако программ по обучению детей школьного возраста технологии создания авторской куклы из полимерной глины практически нет.

В этом ключе педагогически целесообразно создание программы по изготовлению авторской куклы из полимерной глины, где ребёнок может выразить свое собственное «Я» в образе игрушки или куклы.

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями также овладеть навыками овладения ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное овладение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывает умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Цель программы создавать и скульптурировать куклу, научить детей шить легкую одежду, создать оптимальные условия для раннего выявления и развития потребностей, творческой направленности личности детей в сфере декоративно – прикладного искусства, приобщать детей к якутской национальной культуре, якутской национальной одежде.

Задачи программы

  Обучающие - научить:

  - основам декоративно-прикладного творчества;

  - основам технического конструирования и моделирования одежды;

  - отделать готовые изделия;

  - подбирать цвет в лоскутках;

  - выполнять эскизы;

  - моделировать.

  Развивающие:                                                                                                           

  - развитие познавательного интереса в сфере создания одежды;

              - создание условий для развития у детей способности к личностному и профессиональному росту и самоопределению в сфере декоративно - прикладного творчества;

  - развития трудолюбия, аккуратности, усидчивости, взаимопомощи;

  - развитие любви к своей народной культуре и искусству.

  Воспитательные – образовательный процесс должен быть направлен на:

  - развитие и формирование познавательной, эстетической, трудовой и нравственной культуры  детей через формирование художественного сознания;

  - овладение художественными ремеслами;

  - приобщение к народным традициям;

  - формирование хорошего вкуса, культуры одежды, научить создавать красивые и полезные вещи.

Таким образом, внеклассная работа по технологии имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания в области технологии, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов, и как следствие, повышает мотивацию к изучению традиций и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.