Полный текст статьи
Печать

Федеральный государственный образовательный стандарт по программам подготовки квалифицированных рабочих поставило перед профессиональными образовательными организациями задачу по подготовке квалифицированного рабочего, обладающего набором общих и профессиональных компетенций.

При этом под компетенцией понимают конкретную профессиональную или иную ситуацию, знание которой превращается в конкретный алгоритм или процедуру действий, ведущую к успешному результату. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.

Особенностью проблемы обучения на ступени среднего профессионального образования является то, что вчерашний школьник часто не видит разницы между обучением в школе и в профессиональной образовательной организации. Он погружен в изучение общеобразовательных дисциплин и еще не осознал сделанный им выбор. Поэтому, перед преподавателем и мастером стоит задача - как формировать компетенции, заложенные стандартом? Какими методами и формами работы со студентами наиболее эффективно можно достичь?

Общие и профессиональные компетенции в работе педагога можно формировать с использованием   различных форм и методов работы со студентами, среди которых ведущее место занимают исследовательские и практически ориентированные проекты. Эти формы наиболее подходят для подготовки ювелиров.

       На примере дисциплины ОП.02. «Основы композиции и дизайна» хотим поделиться  опытом комплексного подхода в формирования ОК и ПК студентов нашего техникума.

Схема реализация комплексного подхода в формировании ОК и ПК: 

Примерная таблица формирования ОК и ПК 

 

занятия

цель

тема

Вид деятельности

ОК,

1

Теория

Теоретическое знание

Узор в круге

(симметрия, асимметрия, ритм и тд)

конспект

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ЛПЗ

Практическая работа

Изделие  с использованием узора в круге

 

Создание эскиза

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

2

СРС

Научно-исследовательская работа

Культурологический аспект

Проектная работа

 

ОК 1..

ОК 2.

ОК 3..

ОК 4.

3

Производственное обучение

Практическая работа

Технология изготовления изделия

 

Изготовление изделия по эскизу

ОК 1..

ОК 2.

ОК 3.

4

Факультативное занятие

Защита проекта

Деловая культура

Культура речи и тд

Беседа, подготовка к выступлению по проекту

ОК 1..

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

 

Результаты этой работы ежегодно представляются на научно-практических конференциях «Шаг в будущую профессию».

      В итоге, опыт организации комплексного подхода проектной деятельности студентов показывает, что исследовательская и проектная работа способствует эффективному воспитанию студентов к профессиональной деятельности, помогает им овладеть теорией и практикой. Будущий ювелир оказывается в ситуации проектирования собственной деятельности, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Таким образом, исследовательская и практическая  деятельность студентов, системно развивающаяся в образовательном учреждении, способствует и успешному формированию общих и профессиональных компетенций.