Федеральный государственный образовательный стандарт по программам подготовки квалифицированных рабочих поставило перед профессиональными образовательными организациями задачу по подготовке квалифицированного рабочего, обладающего набором общих и профессиональных компетенций.
При этом под компетенцией понимают конкретную профессиональную или иную ситуацию, знание которой превращается в конкретный алгоритм или процедуру действий, ведущую к успешному результату. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.
Особенностью проблемы обучения на ступени среднего профессионального образования является то, что вчерашний школьник часто не видит разницы между обучением в школе и в профессиональной образовательной организации. Он погружен в изучение общеобразовательных дисциплин и еще не осознал сделанный им выбор. Поэтому, перед преподавателем и мастером стоит задача - как формировать компетенции, заложенные стандартом? Какими методами и формами работы со студентами наиболее эффективно можно достичь?
Общие и профессиональные компетенции в работе педагога можно формировать с использованием различных форм и методов работы со студентами, среди которых ведущее место занимают исследовательские и практически ориентированные проекты. Эти формы наиболее подходят для подготовки ювелиров.
На примере дисциплины ОП.02. «Основы композиции и дизайна» хотим поделиться опытом комплексного подхода в формирования ОК и ПК студентов нашего техникума.
Схема реализация комплексного подхода в формировании ОК и ПК:
Примерная таблица формирования ОК и ПК
|
занятия |
цель |
тема |
Вид деятельности |
ОК, |
1 |
Теория |
Теоретическое знание |
Узор в круге (симметрия, асимметрия, ритм и тд) |
конспект |
ОК 1. ОК 2. ОК 3. |
ЛПЗ |
Практическая работа |
Изделие с использованием узора в круге
|
Создание эскиза |
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. |
|
2 |
СРС |
Научно-исследовательская работа |
Культурологический аспект |
Проектная работа
|
ОК 1.. ОК 2. ОК 3.. ОК 4. |
3 |
Производственное обучение |
Практическая работа |
Технология изготовления изделия
|
Изготовление изделия по эскизу |
ОК 1.. ОК 2. ОК 3. |
4 |
Факультативное занятие |
Защита проекта |
Деловая культура Культура речи и тд |
Беседа, подготовка к выступлению по проекту |
ОК 1.. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. |
Результаты этой работы ежегодно представляются на научно-практических конференциях «Шаг в будущую профессию».
В итоге, опыт организации комплексного подхода проектной деятельности студентов показывает, что исследовательская и проектная работа способствует эффективному воспитанию студентов к профессиональной деятельности, помогает им овладеть теорией и практикой. Будущий ювелир оказывается в ситуации проектирования собственной деятельности, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Таким образом, исследовательская и практическая деятельность студентов, системно развивающаяся в образовательном учреждении, способствует и успешному формированию общих и профессиональных компетенций.