Академик Российской академии образования и Международной академии технического образования, автор концепции функциональной природы политехнического образования П.Р. Атутов дает такое определение: «Политехническое образование - ознакомление учащихся в теории и на практике с основными принципами современного производства и лежащими в их основе законного развития природы и общества; формирование трудовых навыков и умений учащихся; обеспечение готовности и способности к труду. Политехническое образование - фундамент последующей профессиональной подготовки, составная часть развития личности в условиях глобального внедрения техники во все сферы человеческой деятельности» [1].
В рамках заявленной концепции политехнического образования П.Р. Атутов предложил разработку и введения «самостоятельного обобщающего политехнического предмета» (впоследствии учебный предмет «Технология»). Разрабатывая логику, структуру и содержание этого предмета, он стремился, чтобы усвоение содержания «Технологии» обеспечивало учащимся возможность:
1) творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом последствий для природы и общества;
2) мыслить системно, комплексно;
3) самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
4) непрерывно овладевать необходимыми новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности по созданию духовных и материальных ценностей.
В условиях перехода России к структурной перестройке экономики, освоению новых форм хозяйствования, управления, организации и стимулирования труда, преобразования производственных отношений эффективность трудовой деятельности людей, их готовность к повышению квалификации, изменению содержания и форм труда начинают все более зависеть от уровня общеобразовательной и, особенно, политехнической подготовки[2].
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Ценность уроков трудового и профессионального обучения обусловлена также и тем, что на них могут активно формироваться практические умения и навыки, необходимые для обращения с техническими объектами, для выполнения наиболее распространенных технологических операций.
Кроме того, трудовое обучение обладает высоким профориентационным потенциалом, который раскрывается при изучении школьниками материаловедения, станков, инструментов, приборов, ознакомлении их с различными видами трудовой деятельности, массовыми профессиями [3].
Правомерность существовавших подходов к изучению технологии в школе как части политехнического образования подтверждалась имевшимися в «техникознании» взглядами на технологию, которые связывали ее с материальным производством, техникой, техническим прогрессом, а также представлениями о технологическом знании как прикладном естествознании.
Трудовое воспитание обогащает политехническое образование учащихся тем, что оно формирует определенное положительное отношение к политехническим знаниям и умениям, содействует ознакомлению учеников с социально-экономическими проблемами современного общественного производства, формирует коммунистическое отношение к производительному труду, коллективистские черты, мотивы труда, соцсоревнования.
Эффективность трудового воспитания в значительной степени зависит от того, как решаются задачи всестороннего развития личности в процессе подготовки учащихся к трудовой деятельности.
Трудовое воспитание осуществляется на основе принципа политехнизма, заложенного в основу всей общеобразовательной подготовки школьников.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с основами современного производства, им разъясняют необходимость перемены труда в условиях научно-технического прогресса, значимость образования как фактора, обеспечивающего рост производительности труда.
Формируя у учащихся знания о видах современного труда, требованиях, которые к нему предъявляются, о научном содержании типичных трудовых процессов, учителя постепенно знакомят учащихся с основами общей теории трудовой деятельности.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
И для этого предполагается обучения технологии на основе использования межпредметных связей:
- · с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций;
- · с химией при характеристике свойств конструкционных материалов;
- · с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий;
- · с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
С учетом сказанного, содержание политехнического и технологического образования должно включать:
- знания, раскрывающие научные основы производства, т.е. технологические;
- политехнические умения;
- опыт творческой деятельности;
- эмоционально-ценностное отношение к труду.
Именно этим, следует руководствоваться при отборе содержания курса «Технологии» с целью его уплотнения и результативности.
Уроки «Технологии» обеспечивают формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.