Полный текст статьи
Печать

Для успешного усвоения учащимися заданных материалов, необходимо в совершенстве владеть методическими принципами урока.

Субъективизация: учащийся рассматривается как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

Деятельностный подход: знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

 Метапредметность: для выполнения заданий в ходе урока предполагается использование учащимися знаний, полученных на других предметах.

Импровизационность: учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока.

 Коммуникативность: обмен информацией, взаимодействие учащихся на уроке.

Рефлексивность: учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

 Хочу особое внимание выделить принципу: метапредмедность.

"Мета" - («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).

• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется     уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся

Сущность метапредметного подхода: выявление, установление и осмысление внутренней связи между истинами (знаниями, законами, закономерностями, фактами, открытиями) разных наук, учебных предметов.

Отличие от интегративного подхода. Если интеграция предполагает дополнение одной науки (учебного предмета) другой наукой (учебным предметом), т.е. сложение ЗУН, то метапредметный подход предполагает синтезацию ЗУН, т. е. получение нового знания более высокого уровня.

Цели метапредметного подхода, в том числе и метапредметного урока:

преодоление опасностей узкопредметной специализации;

преодоление разобщенности, расколости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов;

развитие лучших дидактико-методические образцов реализации предметной формы знания; раскрытие новых перспектив развития таких учебных форм как учебный предмет и учебное занятие.

Мною были апробированы уроки по кулинарии, где необходимы были:

знания по предмету физика

знания по предмету химия

знания по предмету валеология

знания по предмету культура питания

знания по предмету история народов мира и т.д.

Проведены пробные уроки по темам:

«Физик в гостях у технолога»

«Пищевые добавки»

При изучении программного материала по конструировании и моделировании учащиеся впервые встречаются математическими понятиями как перпендикуляр, биссектриса и т.д.

Без знаний по этим предметам никак не пройти самый большой раздел программного материала:

знания по предмету алгебра

знания по предмету геометрия

знания по предмету русский язык

знания по предмету культура народов мира

знания по предмету история народов мира

знания по предмету история моды

знания по предмету технология швейных изделий

знания по предмету машиноведение

знания по предмету материаловедение

знания по предмету конструирование изделий и т.д.

Простая на вид деятельность как вышивка, тоже в свою очередь, требует фундаментальных знаний по ряду предметов:

знания по предмету алгебра

знания по предмету геометрия

знания по предмету русский язык

знания по предмету культура народов мира

знания по предмету история народов мира

знания по предмету история и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что преподавание предмета «Технология» должно быть на очень высоком уровне.