В задачи учителя технологии современной школы входят и создание условий для становления субъектности учащегося, и формирование универсальных учебных действий, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни: самостоятельно ставить и достигать цель, планировать и осуществлять план, контролировать и оценивать результаты, то есть формировать самоорганизацию учебной деятельности.
В современном мире большинство людей не обходятся без компьютера. Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания иллюстративного материала. Компьютер нужен в различных сферах деятельности человека. Широко применяют компьютер в печатании текста, бухгалтерском учёте, деле фотографии, чертежах, проектировании зданий и т.д. Программа Word предназначена для текстовой работы. Еще на этой программе можно сделать схемы и схематичные рисунки так, с помощью кривой линии можно нарисовать якутские орнаменты. На ней удобно работать, т. к. можно использовать копирование, повороты, группировку, увеличение и уменьшение рисунка. Программа Word отличается от других рисовальных программ своей простотой при пользовании, доступностью в применении.
Рисование на компьютере значительно облегчает работу при вышивании и не только так, как с помощью команд рисунок группируется, копируется, увеличивается, уменьшается и т.д.
Процесс использования компьютерной программы Word при создании и дизайна якутского орнамента мы покажем на примере урока технологии по теме «Рисование якутского орнамента в программе Word»
Цель урока: сформировать мотивацию к самостоятельной деятельности, умения и навыки рисовать орнаменты на программе Word.
Задачи урока: активизировать познавательную деятельность, развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, коммуникативные навыки.
В плане эстетического развития в задачи занятия входило формирование понятия цвета, формы, размеров, пропорций; целостного мироощущения и чувства прекрасного.
Практическая значимость
С помощью компьютера выполняются рутинные операции, возрастает качество работ учащихся за счет подготовки более точных орнаментов, рисунков, экономятся учебные ресурсы: время, материалы, физические и эмоциональные затраты труда учителя и учеников.
Разработка орнамента – это основные традиционные задания на уроке технологии. Использование компьютера при составлении якутского орнамента в данном случае позволяет сэкономить время на выполнение задания; быстро внести коррективы, не переделывая всей работы; использовать повороты, увеличения или уменьшения; подобрать цветовые сочетания и т.д. Выполнение сложных, многоуровневых орнаментов позволяет учащимся совершенствовать свои навыки по их компьютерной обработке, объем использования программных ресурсов при выполнении практических работ. Использование компьютерной технологии позволяет повышать образовательный потенциал учебных заданий, расширяет систему традиционных заданий для практических работ и инструментарий их выполнения.
Новизна
Создание орнамента может осуществляться традиционным путем, но компьютерная графика помогает осуществить этот процесс намного быстрее и качественнее. Выполняя работу, девочки экономят время, силу и затраты.
Порядок рисования орнамента
1. Создать новый лист в Word.
2. Вставка, фигуры, кривая, рисуем узор.
3. Изменить фигуру, начать изменение узлов, с помощью этих точек поправляем узор.
4. Копировать. Вставить.
5. Средства рисования, повернуть, отразить слева направо, подставим рисунок на нужное место.
6. С помощью Ctrl группируем рисунок.
7.Контур фигуры, выбираем цвет, толщину рисунка.
Определённый рисунок легко вставится на нужный размер изделия и распечатки. (Рис.1)
Рис. 1. Работа ученицы 11 класса Аввакумовой М.
В заключении отметим, что использование компьютера на уроках дает много возможностей реализации творческих замыслов, повышение эффективности учебного процесса. Расширяет содержание технологического образования, осуществляет комплексную подготовку учащихся за счет сочетания освоения приемов и методов ручной и машинной обработки материалов с компьютерной обработкой. Умение создания различных орнаментов на компьютере пригодятся в дальнейшей жизни обучающегося.