Полный текст статьи
Печать

     В основе определения концептуальной модели службы психологической помощи в ВУЗах, а соответственно и возникающих при этом проблем, должна лежать ценностно – социальная модель, которая,  в наибольшей степени соответствует определению, данному Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). В исследованной нами проблеме ценностного отношения к здоровью в процессе создания службы психологической помощи мы основываемся на следующем определении ВОЗ: «Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, душевное (психологическое Г. Голубева) и социальное  благополучие» [5].

     Как в отечественной, так и в зарубежной литературе достаточно полно раскрыты смысл и специфика психологической помощи, отечественные и зарубежные традиции оказания психологической помощи, проблемы личностной и профессиональной подготовки психологов – практиков [1, 2, 4].

     Однако, проблема непосредственной организации и функционирования самих кабинетов психологической помощи существует  фактически во всех периферийных вузах. Как студенты, так и преподаватели  сами сталкиваются с различного рода трудностями в личной и профессиональной сферах жизни. Зачастую эти проблемы им приходиться преодолевать либо самостоятельно, либо с помощью советов референтных групп: друзей, родственников и знакомых. Как правило, подобные советы носят житейский характер, и не всегда способствуют решению возникших вопросов, а иногда и вовсе усугубляют ситуацию. Создание службы психологической помощи на факультетах психологии позволит находить более конструктивные и эффективные способы выхода из проблемных ситуаций. Наш опыт показывает, что основными задачами психологической службы являются следующие [4, 9]:

  1. Способствовать изменению деструктивного поведения клиента на более конструктивное и эффективное.
  2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
  3. Обеспечивать эффективное принятие жизненно важных решений. Обучить самостоятельным поступкам, распределению времени и энергии, оценке последствий риска, оценке свойств своей личности, преодолению эмоциональных стрессов и т.п.
  4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, т.к. общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков.
  5. Способствовать развитию и повышению личностного и профессионального потенциала.
  6. Оказывать содействие в планировании профессиональной карьеры и трудоустройстве будущих практических психологов, причем решение этой задачи, на наш взгляд, является приоритетным.

       Нами был проведен анкетный опрос, посвященный актуальности организации кабинета психологической помощи на факультете педагогики и психологии  – Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского. Выборку составили студенты 1-4 курсов, специальностей: «Педагогика и психология», «Психология», «Психология и социальная педагогика», «Социология», «Социальная работа», Количество опрошенных составило 213 человек.

     Ниже приведен анализ ответов на наиболее интересные вопросы:

1. Насколько актуально, по-вашему мнению, открытие кабинета психологической помощи на факультете психологии?

 Ответ «Да» - 83 %, безразличное отношение – 9 %, «Не знаю» - 8 %.

     Можно заключить, что, по мнению студентов, вопрос создания кабинета психологической помощи на факультете является актуальным.

2. Какое время работы кабинета психологической помощи для Вас наиболее удобно?

     Наиболее удобным временем работы кабинета психологической помощи по мнению студентов является с 9:00 до 18:00. При этом с 9:00 до 14:00, когда идут занятия организация психологической помощи может быть в режиме внешнего консультирования (профориентационное, семейное, психолого – педагогическое консультирование). В период с 14:00 до 18:00, когда студенты и преподаватели свободны от занятий кабинет должен работать в режиме внутреннего консультирования.

3. Насколько целесообразна организация функционирования Телефона  Доверия на факультете?

     На данный вопрос 39% опрошенных ответили утвердительно, 31% - не позвонили бы, 30% - не смогли определиться с ответом.

4. Хотели бы Вы, чтобы в кабинете психологической помощи действовала такая форма психологической помощи, как письменное консультирование?

     46% опрошенных ответили согласием на этот вопрос, 32% - не стали бы прибегать к письменному консультированию, 22% - не определились.

     Среди  наиболее распространенных предложений и пожеланий студентов к организации кабинетов психологической помощи следующие:

- проведение большего количества тренингов;

- анонимность и конфиденциальность в оказании помощи;

- независимость от руководства факультета;

- оказание помощи молодым студенческим семьям;

- психологическая поддержка в адаптации первокурсников;

- поддержка (супервизорство)  молодых психологов – консультантов.

     Отдельно возникла проблема, связанная с чтением спецкурсов и спецдисциплин и обоснованием блочно – модульной системы подготовки психологов – консультантов в процессе перехода на двухступенчатую систему: бакалавриат - магистратура.

     По нашему мнению,  за период обучения в бакалавриате невозможно освоить спецдисциплины, связанные с подготовкой психологов – консультантов. За этот период и то количество часов, которое отводится на освоение дисциплин, направленных на изучение смысла и специфики организации психологической помощи можно приобрести первичные знания и базовые понятия становления психологической помощи как социального института и профессии. Развитие профессионально – важных качеств психологов – консультантов, формирование соответствующих умений и навыков возможно осуществить в процессе магистерской подготовки с последующей двух – трехлетней адаптацией молодых специалистов (под руководством супервизоров), с последующей сертификацией. В процессе обучения в магистратуре основными модулями освоения различных спецкурсов, связанных с практическими аспектами оказания психологической помощи должны быть: квалификация, функции и этика специалиста; структурирование процесса; коммуникативные техники в консультативной беседе; практическая отработка навыков оказания индивидуальной и групповой помощи под руководством супервизора. Основными теоретическими направлениями зарубежной консультативной терапевтической психологии, по нашему мнению являются: психодинамическое, поведенческое, когнитивное, гуманистическое (клиент – центрированное, экзистенциальное, логотерапия, гештальтподход). В рамках отдельных спецкурсов следует рассмотреть такое направление, как христианская психотерапия [6, 7, 8].

     Основную сложность в освоении профессии консультанта представляет практическое освоение дистантного консультирования. Практическая реализация подготовки психологов – консультантов связана с необходимостью значительных материальных затрат на оборудование и оснащение помещений индивидуального и группового консультирования [10].

     Следует отметить,  что за последнее десятилетие на постсоветском пространстве появился весьма многочисленный, пусть и не вполне квалифицированный, но явно профессионально мотивированный слой специалистов, заинтересованных в оказании психологических услуг: от психодиагностики школьников до управленческого консультирования директоров фирм и предприятий.

Основными принципами работы психолога-практика являются:

1. Принцип активности личности.

2. Принцип ответственности личности.

3. Принцип трактовки психологической проблематики как психотехнической по предмету и методу.

4. Принцип диалогического характера психотерапевтического взаимодействия.

5. Принцип системности в деятельности психолога-консультанта.

6. Принцип выделения в проблематике клиента специфики психологической проблематики.

7. Принцип обратной связи.

8. Принцип деятельного опосредования психологических и социально-психологических образований.

9. Принцип символической материализации социально-психологических феноменов.

10. Принцип органического единства интеллектуальных и эмоциональных аспектов психики.

11. Активизация гуманистических ценностей.

12. Принцип принятия или особого соответствующего эмоционального отношения консультанта к клиенту.

     Очевидна их взаимосвязь и соотнесенность как с зарубежными, так и с отечественными, русскими и советскими, традициями.

     Основную опасность в создании  службы психологической помощи, сформулировал один из ведущих  психологов-психотерапевтов Ф. Е. Василюк: “Тот, кого всерьез волнует судьба нашей психологии, должен осознавать вполне реальную опасность вырождения ее в третьеразрядную дряхлую и беспомощную науку, по инерции тлеющую за академическими стенами и бессильно наблюдающую за бурным и бесцеремонным ростом примитивной, а то и откровенно бесовской, массовой поп-психологии, профанирующей какие-то достойные направления зарубежной психологии, которые ею слепо копируются, так и психологии вообще, игнорирующей национальные и духовные особенности среды распространения” (Василюк Ф. Е., 1992, с. 31).