Нестабильная социально-экономическая ситуация в стране обуславливает рост дестабилизирующих факторов, стимулирующих аддикции и деструкции в семейных отношениях и поведении детей различных возрастов, в частности, детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Можно выделить ряд причин, которые приводят к данной неблагополучной ситуации:
- кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи;
- падение жизненного уровня семей, которые имеют двух и более несовершеннолетних детей;
- нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей и, как следствие, жестокое обращение с детьми;
- снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
- дистанцирование школы от детей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах;
- резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов;
- негативное влияние молодежной субкультуры, интернет сообществ, пропагандирующих насилие и асоциальное поведение.
Все это ведет к значительному росту социальной дезадаптации детей, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, резком ухудшении здоровья детей, увеличении процента раннего подросткового алкоголизма, возрастанию количества несовершеннолетних правонарушителей, суициду.
Данные причины зачастую приводят к тому, что семья и другие институты социализации не справляются с воспитательными функциями и дети оказываются в учреждениях интернатного типа временного и постоянного проживания [2,3,4,7 др] .
Оказавшись в детском доме или приюте, ребёнок подвергается сенсорной, двигательной, эмоциональной и социальной депривации, которая может повлечь за собой, серьезные нарушения в развитии эмоциональной сферы. Эти нарушения связаны в первую очередь с отсутствием у ребенка эмоционального контакта с матерью и соответствующего его природе общения с взрослыми [1,8].
Для того чтобы социализироваться в возникших депривирующих условиях, сохранить свою индивидуальность, свою идентичность, ребёнок вынужден использовать определённые механизмы психологической защиты, которые будут компенсировать его переживания [6].
С помощью механизмов психологической защиты, по мнению Л. Анциферовой, которые формируются на непроизвольном уровне, происходит успешная адаптация человека к общим и специфическим условиям его жизни и деятельности. Условно-компенсаторный характер психологической адаптации придаёт её преимущественная нацеленность на сохранение субъективного комфорта личности, а не на объективные задачи деятельности. Своевременное обнаружение действия защитных механизмов, установление причин их запуска служат предпосылками повышения эффективности деятельности при сохранении целостности и гармоничности «Я» [2].
Рассматривая систему воспитания детей в приюте, можно увидеть, что в общении с детьми характерен авторитарный стиль общения на уровне "взрослый - ребенок" и, как следствие, на уровне "ребенок - ребенок". На наш взгляд, задача взрослых, оказывающих попечительскую, психологическую помощь состоит в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще. Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением [5].
Самооценка – компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
На первой стадии подросткового периода, в 12–13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности [5].
На второй стадии этого возраста, в 14–15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.
Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков [9].
Для изучения особенностей проявления механизмов психологической защиты у детей из приюта во взаимоотношениях с воспитывающими взрослыми нами было проведено эмпирическое исследование.
Целью исследования выступила возможность изучить особенности проявления механизмов психологической защиты у детей из приюта во взаимоотношениях с воспитывающими взрослыми. Гипотезой исследования послужилопредположение о том, что у детей из приюта уровень самооценки взаимосвязан с такими защитными механизмами, как замещение и отрицание во взаимоотношениях с воспитывающими взрослыми.
Эмпирическое исследование было проведено на базе социального приюта для детей и подростков Унечского района в 2016 году. В исследовании приняли участие 20 детей подросткового возраста, воспитывающиеся в приюте, в возрасте от 12 до 15 лет.
Для определения преобладающих стилей психологических защит у детей из приюта нами был использована методика диагностики механизмов психологической защиты. На рисунке 1 представлены уровни психологических защит у детей из приюта.
Рис. 1. Соотношение процентных показателей уровней психологических защит детей из приюта
Проанализировав результаты можно сказать, что характерной особенностью детей из приюта является яркая выраженность у большинства обследуемых таких защитных механизмов, как «отрицание» (74%), «реактивные образования» (63%) и замещение (63%).
В меньшей степени у испытуемых проявляются регрессия (61%), вытеснение (51%) и проекция (40%), наименее всего у подростков представлены интеллектуализация (38%) и компенсация (37%).
Следующим этапом нашего исследования было изучение самооценки подростков. С этой целью нами была проведена методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели уровней личностных притязаний подростков
|
Очень высокий ур. |
Высокий ур. |
Средний ур. |
Низкий ур. |
Притязание |
15% |
40% |
35% |
10% |
Очень высокий уровень притязания имеют - 15% испытуемых, Данный уровень характерен для индивидов, которые ставят перед собой слишком сложные, нереальные цели, что объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрации. Высокий уровень притязания имеют - 40% испытуемых. Им свойственно переоценивать свои способности, демонстрировать необоснованную самоуверенность. что раздражает окружающих, вызывает конфликты, приводит к неудачам и разочарованию. Средний уровень притязаний был выявлен у 35% респондентов. Данные подростки выбирают реально достижимые цели, которые соответствуют их способностям, умениям, возможностям. Низкий уровень притязаний был отмечен у 10% респондентов. Им свойственно выбирать слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей).
В таблице 2 представлены результаты исследования уровня самооценки у детей, воспитывающихся в приюте.
Таблица 2
Показатели уровня самооценки подростков
|
Очень высокий ур. |
Высокий ур. |
Средний ур. |
Низкий ур. |
Самооценка |
10% |
35% |
45% |
10% |
Результаты проведенного исследования с помощью методики изучения самооценки свидетельствуют о том, что у подростков нашей выборки представлены все четыре уровня самооценки. Очень высокий уровень самооценки имеют - 10% испытуемых. Они имеют слишком высокое мнение о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению сверстников и воспитателей, представляются более или менее скромными. Высокий уровень самооценки был выявлен у 35% испытуемых. Данные подростки не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за "конструктивный совет". Средний уровень отмечен у 45% испытуемых. Низкий – уровень самооценки имеют 10% подростков нашей выборки. Для них характерна низкая мотивация достижения, отсутствие инициативности, высокая конформность, дезадаптация и фрустрированность.
Для подтверждения гипотезы о том, что существует связь между уровнем самооценки и защитными механизмами, которые используют подростки, воспитывающиеся в приюте во взаимоотношениях с воспитателями и сверстниками мы воспользовались коэффициентом линейной корреляции К. Пирсона.
Таблица 3
Взаимосвязь показателей самооценки и защитных механизмов.
|
Отрицание |
Замещение |
Самооценка |
r = 0, 549* |
r = - 0, 551* |
p=0,012 |
p=0,012 |
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Корреляционный анализ данных позволил выделить следующие значимые корреляционные связи:
1. Наблюдается значимая корреляция между показателем защитного механизма «Отрицания» и уровнем самооценки (r = 0,549, при p < 0,05).
2. У испытуемых наблюдается значимая отрицательная корреляция между показателями защитного механизма замещения и самооценкой (r = - 0,551, при p < 0,05).
В результате эмпирического исследования было выявлено, что дети из приюта для снятия психологического напряжения используют механизм отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Исследование самооценки и притязаний показало, что общий фон самооценки и притязания у детей подросткового возраста из приюта ниже среднего. В результате корреляционного анализа были установлены статистически значимые корреляционные связи между самооценкой и защитными механизмами у подростков, воспитывающихся в приюте.