Полный текст статьи
Печать

     Начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Этот период связан с большим количеством разного рода нагрузок, к которым в первую очередь относятся социально-психологические перемены в жизни ребенка - новые отношения, новые контакты, новые обязанности, новая социальная роль "ученика", со своими плюсами и минусами. Должность ученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя, и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся эти отношения. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.

     Особую роль в успешной учебной деятельности первоклассников играет интеллектуальное развитие, которое происходит существенным образом в процессе обучения.  Именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей.  С момента поступления ребёнка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. В процессе учебной деятельности ребёнок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Но он их не изменяет. Оказывается, что предметом изменения в учебной деятельности является он сам [1,3] .

     Учебная деятельность определяет во многом интеллектуальное развитие детей от семи до десяти, одиннадцати лет. В целом же с поступлением ребёнка в школу его развитие начинает определяться различными видами деятельности, но именно внутри учебной деятельности ребёнка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования.

     Согласно концепции Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В., учебная деятельность представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивационный, операционально-технический, контрольно-оценочный [9].

     Конечная цель учебной деятельности – сознательная учебная деятельность ученика на всем протяжении начального обучения. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т.е. учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучение.

     Большое значение для интеллектуального развития младших школьников имеет расширение сферы и содержание их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте [4].  

     С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь). Из "натуральных", по Выготскому Л.С., эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные [2]. Это связано с тем, что дети включаются в  новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость.

     Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Согласно Ермолаеву О.Ю., на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения: резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

     Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. К 6 – 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет ведущее положение. Существенную роль в развитии памяти у младших школьников играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти ребёнка идёт параллельно с развитием речи. В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит именно речи. Овладевая различными формами речи – устной, письменной, внешней, внутренней [5,6], ребёнок к концу младшего школьного возраста постепенно учится подчинять память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации. Восприятие в возрасте 6-7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются.  У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязаны, что говорит о наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

     Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.

     Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения в школе. Поэтому нам представляется важным рассмотреть особенности процесса сопровождения развития интеллектуального потенциала первоклассников в процессе учебной деятельности.

     Проведя анализ различных точек зрения на проблему психолого-педагогического сопровождения в системе образования, можно резюмировать, что под психолого-педагогическим сопровождением понимается непрерывный и целостный процесс изучения личности учащегося и ее формирования, а также создания условий для самореализации во всех сферах деятельности и адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, который осуществляется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в различных ситуациях взаимодействия [7,8].

     Для более эффективного развития интеллекта первоклассника следует использовать и применять в педагогической практике психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуального потенциала первоклассников в процессе учебной деятельности.

     Анализ литературы показал, что не все существующие программы психолого-педагогического сопровождения недостаточно эффективны, а, значит, возникает необходимость создание эффективной программы психолого-педагогического сопровождения, используя основу уже имеющихся.

     Таким образом, целью нашего исследования является изучение психолого-педагогического сопровождения развития интеллекта у первоклассников.

     В эмпирической части исследования нами был использован метод эксперимента, состоящий из трех этапов: этап констатации, формирующий эксперимент, а также контрольная стадия эксперимента. Базой проведения исследования являлось МБОУ СОШ № 61 города Брянска. В исследовании приняли участие 56 учащихся 1-х классов.

     На первом этапе нами было выявлено уровневое распределение развития интеллекта среди учащихся первых  классов. Для этого нами был реализован констатирующий этап психолого-педагогического эксперимента с помощью теста "Аналогии" (Мельниковой Н.Н., Полева Д.М., Елагиной О.Б.) для оценки уровня интеллекта. Результаты представлены на рисунке 1. 

 

Рис.  1. Результаты изучения уровня интеллекта первоклассников   

      Как видно из таблицы, низкий уровень интеллекта отмечается у 48,2%. Полученные результаты дают нам основания говорить о недостаточной сформированности системы мыслительных операций (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования) почти у половины первоклассников нашей выборки. Также,  как видно из рисунка 1, высокий уровень имеют 25% учащихся, и средний уровень 26,7%. Это может означать, что они имеют более высокие интеллектуальные данные, а также имели интенсивную дошкольную подготовку.

     На формирующем этапе опытно-экспериментальной деятельности с учетом данных констатирующего эксперимента (распределение участников в контрольную и экспериментальную выборочную совокупность), а также на основе проведенного теоретического анализа, нами была использована разработанная Коняхиной В.Н. психолого-педагогическая программа сопровождения первоклассников. В данной программе существенный блок отводится развитию интеллектуального потенциала [4]. 

     На третьем этапе (контрольный эксперимент) нами был реализован комплекс методов для оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения развития интеллекта первоклассников.  Анализируя полученные результаты развития интеллекта, следует отметить, что уровень интеллекта в контрольной и экспериментальной группах имеет практически одинаковые показатели, среди которых преобладает низкий уровень интеллекта ("ЭГ" - 43%, "КГ" - 53%). Однако после формирующего эксперимента отмечаются изменения. Результаты представлены на рисунке 2. 

Рис.  2. Результаты изучения уровня интеллекта первоклассников до и после формирующего эксперимента 

     Как видно из рисунка 2, в экспериментальной группе уменьшается количество испытуемых с низким уровнем интеллекта и повышается количество первоклассников с высокими показателями. В тоже время в контрольной группе количество первоклассников  с низким уровнем также снижается и возрастает с высоким и средним, но в незначительных показателях, которые явно видны на рисунке 2.

     Для определения эффективности психолого-педагогической программы сопровождения адаптации первоклассников, нами был использован метод математико-статистической обработки данных, сравнение средних значений с использованием параметрического t-критерия Стьюдента. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью  программы SPSS.

     Статистические показатели сдвига значений по шкалам и индексам использованных методик и тестирований на этапе контрольного эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Статистические показатели сдвига значений в контрольной и экспериментальной группах
по тесту "Аналогии" Мельниковой Н.Н., Полева Д.М., Елагиной О.Б 

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Средние значения

t Стьюдента

p-уровень значимости

Средние значения

t Стьюдента

p-уровень значимости

до

после

до

после

Результаты теста

6,18

8,21

-5,22

,000

5,07

6,14

-4,788

,000

 
    Как видно из таблицы 1, и в экспериментальной группе имеются статистически значимые различия уровня интеллекта (t =-5,22 при p =,000), и в контрольной группе (t = -4,788 при p =,000). Несмотря на наличие значимых различий в двух группах, уровень интеллекта в экспериментальной группе изменился более качественно (до 6,18; после 8,21). Данные результаты свидетельствуют о том, что формирующий эксперимент влиял на интеллектуальное развитие первоклассников нашей выборки. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников является эффективной для развития интеллекта первоклассников, так как после ее проведения результаты в экспериментальной группе изменились, приобретя положительную тенденцию.  

     Таким образом, нами были исследованы особенности психолого-педагогического сопровождения развития интеллекта первоклассников в учебной деятельности. Была обнаружена положительная тенденция  повышения интеллекта у первоклассников, принимающих участие в программе психолого-педагогического сопровождения первоклассников.  Обнаруженная тенденция требует более глубокого анализа, что и будет являться одним из основных вопросов нашего дальнейшего исследования.