Полный текст статьи
Печать

     В настоящее время исследователи в области социальной психологии, психологии управления уделяют особое внимание изучению проблемы межличностных взаимоотношений в деловой сфере. Актуальность подобных исследований обусловлена высокой динамикой изменений в обществе, экономике, на рынке труда, конкуренцией в различных производственных сферах. Современный руководитель должен уметь выстраивать эффективные взаимоотношения с подчиненными и формировать положительный микроклимат в коллективе. С другой стороны, члены организации, также ответственны за межличностные взаимоотношения  с коллегами и руководством. Безконфликтные, продуктивные деловые отношения являются важной предпосылкой долговременного функционирования организации в условиях жесткой конкуренции и нестабильной экономической ситуации в стране  [1,2,3,6].

     Искусство общения, способность выстраивать отношения с людьми, находить правильный подход к ним необходимы любому человеку. Данная способность находится на базовом этапе жизненного и профессионального успеха.

Одной из наиболее значимых трудностей общей и социальной психологии и в практическом и в теоретическом аспекте считается вопрос межиндивидуальных взаимоотношений людей. Отношения постоянно выражаются в контактных группах. Они выражаются с восприятия и познания людей друг друга, с появления первого впечатления о человеке, где значительное место занимает внешняя экспрессия и т.д. [6].

     Отношения формируются под воздействием различных условий и факторов. Социальные нормы, давно укоренившиеся в обществе, конвенциональные общепризнанные нормы в группе считаются воздействующими условиями во взаимоотношениях. Огромную роль играет взаимодействие людей во время выполнения функциональных обязанностей при внутригрупповом общении, данной проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Е.С. Кузьмин и др. Но так или иначе, характер отношений между людьми, зависит от индивидуальных качеств каждого человека, от сознаний внутренних и внешних условий функционирования группы.

     Концепцию А.Ф. Лазурского развивали такие исследователи как А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев, они считают отношениями целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности [1].

     Взаимоотношения людей предполагают действительность особого характера, которая никак не сводима ни к коллективной работе, ни к взаимодействию.

     Субъективная значимость отношений людей друг с другом вызывала интерес к данной действительности у многих специалистов по психологии и у психотерапевтов самых разных направлений. Данные взаимоотношения описывались и изучались в бихевиоризме, психоанализе, гуманистической и когнитивной психологии.

     В исследованиях психологов принято различать ряд феноменов межличностного взаимодействия: взаимное понимание между людьми, обоюдные влияния, взаимные действия, взаимные отношения друг с другом, межличностное общение и такие интегративные феномены, как совместимость и срабатываемость.

     Взаимное понимание между людьми считается одним из ключевых феноменов взаимодействия между людьми. Взаимное понимание характеризуется сходством индивидуальных мнений партнеров друг о друге и соотношением данных мнений объективным чертам этих лиц. Прежде чем начинать общение, следует сформировать отношение к партнеру, так как человек на осознанном или подсознательном уровне пытается познать другого человека, часто сравнивания определенных лиц друг с другом, с собственной личностью, потому, что во главе взаимного понимания находится система сопоставления и идентификации.

     Следующим основным феноменом взаимодействия людей друг с другом является межличностное влияние. Взаимовлияние – это направленное воздействие на другого человека, которое предполагает изменение эмоций, поведения и мыслей. В основе взаимовлияний лежит механизм подражания, внушения, комфортности.

     Степень взаимовлияний находится в зависимости от характера межличностных отношений: личности с установившимися позитивными взаимоотношениями чаще и быстрее, более поддаются взаимному влиянию, благодаря этому они чаще замечают схожесть суждений, оценок и им проще согласиться со спорными вопросами.

     По мнению Н. Н. Обозова,  третий важнейший феномен межличностного взаимодействия - взаимные действия. Взаимодействия выражаются в содействии, бездействии и противодействии поступкам и деятельности партнера [2].

     На протяжении всей истории развития психологии как науки существовало несколько попыток дать описание структуре данных взаимодействий. Таким образом, к примеру, на Западе огромное распространение приобрела «теория действия», или «теория социального действия» в которой в различных вариантах велось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались: М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, К. Янг, А. Фримен. Цель формулировалась как отбор преобладающих условий мотивации действий во взаимодействии. В концепции Т. Парсона была предпринята попытка обозначить единый категориальный аппарат с целью отображения структуры социального действия. Во главу деятельности Т. Парсон ставил межличностные взаимодействия, а А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев считали, что на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она будет являться результатом единичных действий. Начинается же все с единичного действия, как некоего «элементарного акта»; из них впоследствии складываются системы действий [4].

     Еще одна попытка создать структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его формирования. При этом взаимодействие делится не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Данный подход предложил польский социолог Я. Щепаньский. Основным понятием для автора при описании социального поведения является понятие социальной связи.

Ее можно представить как последовательное осуществление:

- пространственного контакта;

- психического контакта (взаимная заинтересованность по Щепаньскому);

- социального контакта (в данном контексте – совместная деятельность);

- взаимодействия (что обуславливается как регулярная, непрерывная реализация операций, имеющих целью спровоцировать соответствующую реакцию со стороны партнера);

- социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

     Р. Бейлс  разработал одну из самых известных методик  регистрации межличностных отношений, он разработал схему, которая позволяет по единому плану фиксировать разные виды интеракции в группе. Согласно данной схеме подготовленный наблюдатель способен шифровать любое взаимодействие в каждой небольшой группе по двенадцати показателям, которые входят в четыре наиболее единые категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Вследствие такого рода формализованной процедуре исследования можно установить различные уровни коллективной динамики, положение и значимость участников взаимодействия и т.д. К примеру: человек, который смог получить высокую оценку в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций – как эмоциональный лидер [6].

Межличностные отношения имеют три отличительных признака:

1 - отношение имеет точно определенный конкретный предмет;

2 - отношения могут быть специфичными и общими;

3 - отношения - это специфическая связь, с ситуацией действительности заключающая либо в акцентировании, либо в оценивании ее важности.

     Взаимоотношения определяют внутригрупповую обстановку и тесным образом объединены с индивидуально – психологическими возможностями личности, однако в структуру личности не входят.

     Как правило, выделяют два типа взаимоотношений: личные и деловые. Возникают дробные типы взаимоотношений различной ориентированности и интенсивности. Взаимоотношения могут являться ситуативными, а так же имеют свойство меняться в разных видах групповой деятельности.

     Степень взаимоотношений человека с окружающим миром крайне разнообразна:  отдельно взятый индивид вступает во взаимоотношения, кроме того вступают во взаимоотношения и целые группы, и, исходя из этого, человек оказывается субъектом разнообразных и многочисленных отношений. В данном многообразии следует выделить два типа основных взаимоотношений: общественные взаимоотношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности [4].

     В нашей стране изучение проблемы психологического воздействия обычно представляется в теоретическом плане, как исследование способов воздействия, а в прикладном - в педагогической и идеологической деятельности. В последнее время характерные черты акмеологического влияния в профессиональной деятельности были рассмотрены А.В. Кириченко.

     За рубежом одними из главных выступают Йельские эмпирические исследования К. Ховланда, целью которых является изучение разнообразных условий, которые влияют на принятие индивидом воздействующей на него информации. Помимо этого, в зарубежных психологических исследованиях особая роль отводится изучению тактики влияния и манипулирования их эффективность в зависимости от статуса и должности личности, психологических особенностей взаимодействующих людей и т.д.

     Большое количество исследований данного феномена доказывают, что природа межличностных взаимоотношений может быть правильно расценена, в случае если их не ставить в «один ряд» с социальными взаимоотношениями, а суметь заметить в них особый «ряд» отношений, который возникает внутри любого вида общественных отношений.

     Сущность межличностных взаимоотношений имеет значительные отличия от природы социальных взаимоотношений: одной из важных специфических черт является эмоциональная основа. По этой причине межличностные взаимоотношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

     Взаимоотношения накладывают глубокий отпечаток на поведение отдельных членов внутри группы и группы в целом. Раскрываются взаимоотношения в процессе исполнения различных ролей. Важность категории социальной роли для поведения человека не раз обсуждалась в отечественной и зарубежной литературе М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, К. Янг, А. Фримен и др. Авторы подчеркивают, что социальное окружение, установившиеся традиции требуют от человека исполнения самых разнообразных ролей [4, 7, 8].

     При анализе межличностных отношений исследователи Р. Бейлз, С.Милгрем, В. А. Петровский, А. И. Папкин, М. А. Туревский, А. С. Горбатенко, В. В. Абраменкова, в первую очередь, выделяют такое сложное образование, как положение личности в системе внутригрупповых отношений. Причем одним из основных факторов положения личности в системе внутригрупповых координат является социометрический статус, который, по определению Л.И. Шумской, представляет собой «результат многофакторного эмоционально-сплоченного отношения членов группы к моральным, деловым, личным и другим качествам данного индивида».

     Неблагополучное положение в системе межличностных отношений, по мнению А.В. Киричук, выступает серьезным препятствием в формировании положительных характеристик качеств личности, тормозом в ее развитии. Это положение обуславливает познавательную активность, влияет на отношение личности к коллективу и его интересам, является одним из факторов нравственного развития [3,  5, 6].

     Межличностные отношения чрезвычайно динамичны. Анализ динамики таких параметров межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство, эмоциональная сплоченность и социометрическая структура группы, позволяет судить о развитии группы в целом.

     Таким образом, на современном этапе развития психологии накоплен большой опыт в исследовании вопросов, связанных с характером деловых взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе, в деловых взаимоотношениях. Многие исследователи в области психологии управления и социальной психологии отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений и эффективности производственной деятельности [7, 8].