Полный текст статьи
Печать

Рассматривая современный образовательный процесс, необходимо вспомнить, что еще в 1903 году Император Николай II инструкция для кураторов Томского технологического института, в которой отражена основная функция деятельности кураторства «ходатайствовать ... о законных формах заявленных нужд и потребностей студентов». В числе этих нужд удовлетворения духовных и материальных потребностей, наличие научных кружков для занятиями искусствами и физическими упражнениями и т. д.  [1].

     Куратор означает попечитель, опекун от лат. cura – попечение [2,3].

     В современном образовательном процессе одно из ведущих направлений деятельности преподавателя вуза является кураторство, т.к. «образование должно ориентироваться на интересы личности, на развитие творческих начал и общей культуры обучаемого» [ФЗ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012] качество организации, управления, научно-методического обеспечения воспитания студентов в вузах зависит от наличия:

  • целостной системы образовательного (корпоративного) пространства вуза;
  • мотивационно-ценностной основы воспитательного процесса;
  • механизмов формирования профессионального становления (идентификации) студентов;
  • профессиональной компетентности всех участников воспитательного процесса;
  • осуществления реализации основ корпоративной культуры вуза.

     Анализируя модели воспитательных систем вузов, можно сделать следующие выводы: регламентация работы кураторов осуществляется на основе разработанных и утвержденных положений о кураторской деятельности, которые определяют формы и методы работы [4].

     В своей деятельности кураторы используют разнообразные методы и формы воспитательной работы. Это кураторские часы, беседы, дискуссионные клубы, клубы по интересам, мероприятия проводимые в образовательной организации, районе, области и т.д. [4,5,6]. 

     Критериями эффективности работы куратора является сплоченность группы, качество успешности студентов в учебе и общественной деятельности, микроклимат, который способствует самореализации каждого студента и т.д.

     Студенческая академическая группа первого курса еще не коллектив. Потребуется немало времени для ее становления коллективом, поэтому на первом этапе работы с группой необходимо создать условия, задать ориентиры деятельности [7,8].

Можно выделить три основных психологических закона, которым подчинено поведение студентов [4]:

  • студенты выбирают определенное поведение в определенных условиях;
  • любое поведение подчинено общей цели, принадлежность социума, комфортные межличностные отношения;
  • нарушая дисциплину, студент осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что это достижение одной из целей:

- лидерство;

- внимание;

- боязнь положения «изгоя»;

- стремление к свободе;

- авторитет сверстников.

В связи с этим, мы определяем этапы деятельности куратора [4]:

  • диагностический;
  • аналитический;
  • стратегическое и практическое планирование;
  • организация коррекционной работы;
  • общий анализ проведенной работы.

     Многие студенты, поступившие в университет из районов, переживают эмоциональный шок, связанный с огромным потоком информации, которая день за днем обрушивается на них. Кроме того, в большинстве школ области отсутствует подготовка по дисциплине «Черчение», недостаточная подготовка по математике, физике, информатике, химии, иностранный язык, которые являются основой для подготовки будущих специалистов технического профиля университета.

     Все это служит источником психологических барьеров, одним из которых является то, что студент по тем или иным причинам поступая в вуз, вынужден заниматься тем, к чему нет склонности и способностей. Таким образом, процесс обучения и адаптации становится неэффективным, часто вызывая неосознаваемую внутреннюю неудовлетворенность.

     Личность студента – самоорганизующаяся система, психосоциальное развитие которой продолжается в период обучения в вузе, поэтому кураторство предполагает психолого-педагогическую поддержку. Куратор одновременно является и объектом и субъектом деятельности. Цель деятельности куратора – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента, осуществление психолого-педагогического сопровождения и развития личности и коллектива.

     Основными направлениями работы на этапах формирования, по нашему мнению, являются [9,10]:

  • изучение психолого-социальных особенностей студентов академической группы, на основе которых формируется коллектив;
  • развитие студенческого самоуправления, выявление и обучение лидеров студенческой группы;
  • планирование целей векторов развития коллектива.

      Цель педагогического сопровождения формирования конкурентноспособного будущего специалиста связана с перспективным направлением его деятельности, ориентирования на максимальное содействие личностному и профессиональному содействию.

     Основным этапом сопровождения является учебный год. Сопровождение рассматривается нами как целостная система, в которую входит [4]:

  • систематическое отслеживание статуса студента и его личностного развития в процессе обучения в вузе;
  • создание психолого-педагогических и социальных условий для успешного обучения студента и его профессионального развития;
  • создание психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи студентам имеющим проблемы в обучении.

     Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности студента за годовой период обучения, предполагает непрерывный мониторинг учебной, научной, общественной, спортивно-массовой и творческой деятельности, дифференциацию оценки успешности в каждом из выделенных направлений. Стимулирует и активизирует текущую работу студентов, повышает объективность оценки их знаний, умений и навыков, обеспечивает четкий оперативный контроль за ходом учебного процесса и внеучебной деятельности студентов. Система направлена на высококачественную подготовку специалистов и их развития.

     Цель рейтинговой оценки – улучшение качества образовательного процесса за счет повышения активности студента по выделенным направлениям системы.

     Система оценки позволяет решить следующие задачи [6,7,8, и др.]:

  • повышение заинтересованности студента в достижении профессиональной и социальной компетентности;
  • повышение учебной дисциплины;
  • активизация учебной, научной, общественной, спортивно-массовой и творческой деятельности студентов.

     Для эффективной работы кураторов со студентами в период их обучения возникает необходимость иметь представления об оптимальном результате своей работы. Данный результат наиболее полно отражает модель успешности студента, обусловленная основными критериями, которые, в свою очередь, являются составляющими системы оценки рейтинга студентов.

Критерии результативности предлагаемой модели:

  1. Эффективность работы всех звеньев системы воспитательной работы.
  2. Массовость участия студентов в различных вузовских мероприятиях.
  3. Качество и результативность проводимых мероприятий.
  4. Студенческая инициатива поиска новых форм работы.
  5. Сформированная профидентичность.
  6. Отсутствие правонарушений.
  7. Имидж вуза в регионе.

     Расчет рейтинговой оценки студента представляет собой расчет интегрального показателя успешности студента – величины, состоящей из суммы процентных эквивалентов показателей успешности студента БГТУ [4].

     Интегральный показатель успешности студента, набравшего по итогам учебного года максимальное количество баллов по всем направлениям деятельности, эквивалентен 100%.

     Показателями  успешности студента являются:

  • академическая успеваемость, наличие именной стипендии – до 50%;
  • научная деятельность – до 15%;
  • общественная работа – до 15%;
  • спортивно-массовая работа – до 10%;
  • творческая деятельность – до 10%;
  1. Академическая успеваемость – Y

Y=Y1 + Y2 (2.1)

где – коэффициент академической успеваемости студента;

Y1– среднее арифметическое от оценок на сессии в I семестре;

Y2– среднее арифметическое от оценок на сессии во II семестре.

где y(1, 2, .. n) – оценка за экзамен и курсовую работу;

ky– количество экзаменов и курсовых работ.

     Максимальное значение данного показателя Y=5 и эквивалентно 40%. Расчет показателя в процентном эквиваленте производится из соответствующей пропорции.

     При наличии у студента именной стипендии к процентному эквиваленту показателя Y прибавляется соответствующий процент.

     Наличие именной стипендии:

  • стипендия Президента РФ  и Правительства РФ – 10%
  • стипендия, назначенная согласно Постановлению Правительства РФ от 18.11.2011 №945 – 8%
  • стипендия Брянской областной Думы – 6%
  • муниципальная стипендия г.Брянска – 4%
  • стипендия Ученого совета университета – 2%
2. Научная деятельность

  N = N1 + N2

где N – коэффициент активности студента в научной деятельности;

N– коэффициент уровня мероприятия, в котором принял участие студент (научная конференция, форум и т.д.);

N– коэффициент уровня участия студента в мероприятии.

     Баллы для расчета величин коэффициентов N1 и N2 приведены в таблицах 1,2.Таблица 1

Баллы для расчета величины коэффициента N1

Уровень мероприятия (N1)

университетский

районный

городской

областной

региональный

всероссийский

международный

ГРАНТ

Балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Баллы для расчета величины коэффициента N2

Уровень участия студента в мероприятии (N2)

участник

призер

организатор

Балл

 

 

 

 

     Максимальное значение данного показателя N=10 и эквивалентно 15%. Расчет показателя в процентном эквиваленте производится из соответствующей  пропорции.

3. Общественная работа

 


где R – коэффициент активности студента в общественной работе;

r– коэффициент уровня активности работы студента в общественном объединении.

Баллы для расчета величин коэффициента r приведены в таблице 3.

Таблица 3

Баллы для расчета величин коэффициента r

 

Группа

Факультет (институт)

Университет

 
 

Профком студентов БГТУ

0,1

0,18

0,25

 

Молодежный совет БГТУ

0,1

0,18

0,25

 

МНТО БГТУ

0,1

0,18

0,25

 

Клуб интеллектуальных игр БГТУ

0,1

0,18

0,25

 

Волонтерский отряд БГТУ

0,1

0,18

0,25

 

Педагогический отряд БГТУ

(Школа подготовки студенческого актива «Лидер»)

0,1

0,18

0,25

 

СООП БГТУ

-

-

0,25

 

Историко-информационный центр БГТУ

-

-

0,25

 

Центр живой истории «Кветунь»

-

-

0,25

 

Газета БГТУ «Инженер»

-

0,18

0,25

 

Студенческий клуб

Спортивный клуб

Туристский клуб «Квазар»

-

0,18

0,25

 

Шахматный клуб

-

0,18

0,25

 

Секция волейбола

-

0,18

0,25

 

Секция баскетбола

-

0,18

0,25

 

Секция настольного тенниса

-

0,18

0,25

 

Секция бокса

-

0,18

0,25

 

Секция легкой атлетики

-

0,18

0,25

 

Творческие коллективы БГТУ

Хореографическая студия «Master Dance»

-

0,18

0,25

 

Театр моды «Art&Шок»

-

0,18

0,25

 

Театр танца «Маски»

-

0,18

0,25

 

Клуб Команд КВН БГТУ

-

0,18

0,25

 

Литературный клуб «Экватор»

-

0,18

0,25

 

Другое

0,1

0,18

0,25

 


Максимальное значение данного показателя R=2(занятый учебой студент может быть занятым максимально в 20% студенческих объединений, приведенных в таблице) и эквивалентно 15%. Расчет показателя в процентном эквиваленте производится из соответствующей пропорции.

4. Спортивно-массовая работа

 S = S1 + S2

где S – коэффициент активности студента в спортивно-массовой работе;

S– коэффициент уровня мероприятия, в котором принял участие студент (спартакиада, спортивные соревнования и т.д.);

S2 – коэффициент уровня участия студента в мероприятии.

     Баллы для расчета величин коэффициентов S1 и S2 приведены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Баллы для расчета величины коэффициента S1

Уровень мероприятия (S1)

университетский

районный

городской

областной

региональный

всероссийский

международный

Балл

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Баллы для расчета величины коэффициента S2

Уровень участия студента в мероприятии (S2)

участник

призер

организатор

Балл

 

 

 

 

     Максимальное значение данного показателя S=10 и эквивалентно 10%. Расчет показателя в процентном эквиваленте производится из соответствующей  пропорции.

5. Творческая деятельность

 Т = Т1 + Т2

где Т – коэффициент активности студента в творческой деятельности;

Т– коэффициент уровня мероприятия, в котором принял участие студент (фестиваль, конкурс художественного творчества, концерт и т.д.);

Т2 – коэффициент уровня участия студента в мероприятии.

Баллы для расчета величин коэффициентов T1 и T2 приведены в таблицах 6 и 7.

Таблица 6

Баллы для расчета величины коэффициента T1

Уровень мероприятия (T1)

университетский

районный

городской

областной

региональный

всероссийский

международный

Балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 7

 

Баллы для расчета величины коэффициента T2

Уровень участия студента в мероприятии (T2)

участник

призер

организатор

Балл

 

 

 

    

     Максимальное значение данного показателя T=10 и эквивалентно 10%. Расчет показателя в процентном эквиваленте производится из соответствующей  пропорции.

     Интегральный показатель успешности студента определяется по следующей формуле:

K = Y + N + R + S + T

где Y– коэффициент академической успеваемости студента;

N – коэффициент активности студента в научной деятельности;

R – коэффициент активности студента в общественной работе;

S – коэффициент активности студента в спортивно-массовой работе;

T – коэффициент активности студента в творческой деятельности;

В том случае, если у студента имеются выговоры из интегральной суммы вычитается соответствующий процент:

  • выговор– 25%
  • строгий выговор – 50%
  • строгий выговор с предупреждением об отчислении (выселении из общежития) – 75%

     Рейтинг студенческой группы определяется расчетом суммы интегральных показателей успешности каждого студента данной группы

Kгр = K1 + K2 + ... +Kn, где

n – число студентов в группе.

     Основными показателями мониторинга является изменение результатов практической деятельности участников образовательного процесса.

     Система рейтинга – это способ мотивации студента к равномерной и активной работе.

     Цель организации рейтинга – повышение качества подготовки студентов. Это позволяет студенту самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию, исходя из своих способностей, возможностей и предпочтений.

     Реализация рейтинговой системы предполагается с применением автоматизированной системы подсчета.

     Система должна обеспечивать доступность информации об успешности каждого студента на любом этапе.

     Подведение итогов оценки рейтинга студентов осуществляется в несколько этапов:

  1. Расчет оценки рейтинга на каждого студента и сбор подтверждающей базы производится рабочим треугольником группы (куратор-староста-профорг).
  2. Контроль за принятием сведений на каждого студента группы и соответствием расчета подтверждающей базе производится заместителем декана.

     Основная масса студентов в период обучения в ВУЗе завершает фазу юности и переходит в период взрослости. Поэтому сформированность устойчивого отношения к будущей профессии, «которая суть следствия правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии» (И.А. Зимняя) является основой будущей профессиональной успешности специалиста.