Полный текст статьи
Печать

Неблагоприятными факторами, препятствующими  продуктивности общения  в  профессиональной  сфере, выступают  межличностные конфликты.

     Многочисленные конфликты, как показывает практика, приводят к тому, что значительная часть времени руководителей уходит на улаживание нарушенных отношений между сотрудниками. Конфликты побуждают работников к увольнению (по оценкам экспертов, около трети случаев именно стрессовые ситуации, связанные с отношениями между руководителем и подчиненными, оказываются решающим условием при принятии решения об уходе). Возникающая вследствие этого "текучесть" кадров ведет к появлению в аппарате людей с небольшим опытом работы в качестве руководителей и увеличивает затраты, связанные с их профессиональной адаптацией.

     Конфликтность взаимоотношений работников сферы управленческой деятельности, неумение многих субъектов управления правильно оценивать возникающие конфликтные ситуации и предупреждать их деструктивное развитие делают весьма актуальным изучение межличностных конфликтов в условиях рабочей деятельности с целью их предупреждения и конструктивного разрешения. Однако данная проблема пока не нашла целостного отражения как в фундаментальных исследованиях, так и в практике социально-психологической подготовки руководителей. В связи с этим, назрела необходимость изучения особенностей социально-психологических особенностей межличностных конфликтов в сфере управленческой деятельности и способов их урегулирования [1, 2, 3].

     В сфере социального управления конфликт изучается как фактор, препятствующий организационному и профессиональному развитию, в том числе и в условиях управленческой деятельности (Г.Дерлиен, А.Лоутон, Э.Роуз и др.). Приоритет в разработке феноменологических аспектов межличностного конфликта принадлежит зарубежным ученым различных методологических ориентации (К.Боулдинг, Р.Дарендорф, М.Дойч, Р.Лэнг, Н.Миллер, Дж. Морено, К.Томас, В.Франкл, и др.) [4, 5, 6] .    Современные исследователи, с одной стороны, предпринимают попытки создания универсальных схем изучения конфликтов любого уровня, с другой - стремятся перевести теоретическое осмысление данной проблемы в практическое русло, предлагая через анализ формальных моделей конфликтных ситуаций системы и способы управления конфликтами [7, 8].

     Интенсивные исследования теории и практики управления конфликтными ситуациями - "конфликтный менеджмент" постепенно оформляются в самостоятельную научную область. Поскольку человек осуществляет свою жизнедеятельность в обществе (в семье, учебном заведении, на работе и т.д.) и каждому человеку присущи характерные особенности (темперамент, склонность к агрессивному поведению/отсутствие данной склонности, свои мысли, чувства, взгляды), то, как правило, довольно часто происходит столкновение данных мыслей, взглядов.

     В психологии под конфликтом понимается отрицательное взаимное психическое состояние двух или более людей, которое характеризуется отчужденностью, враждебностью, негативизмом в отношениях, которое вызвано несовместимостью их интересов, взглядов или потребностей.

     Научное определение, предложенное Бабосовым Е. М., определяет конфликт как осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, исключающих друг друга потребностей, несовместимых, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для групп и личности [2].

     Конфликты бывают скрытые или открытые. Скрытые конфликты - это внутреннее недовольство, не имеющее яркого внешнего проявления, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем открытых. Открытые же конфликты принимают форму скандала, ссоры, драки и т. д [9, 10].

     Существуют разные подходы к определению понятия «конфликт». Первый подход в качестве аксиомы принимает положение о том, что конфликты основываются на противоречии. Так, Дж. Скотт понимает под конфликтом «трудноразрешимое противоречие, которое связано с острыми эмоциональными переживаниями, представляет собой сложноорганизованное многоуровневое явление, в основе которого лежит противоречие». Данная теория получила широкое распространение на российской почве [5,6].

Так, исследователи В.В. Бойко и А.П. Ковалев межличностные отношения, лежащие в основе конфликта, расценивают как отношения деструктивного плана, имеющие место на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях, т.е. в работах данных ученых конфликт рассматривается как особая форма коммуникации. В ходе исследований они выявили, что конфликт есть не что иное, как экстремальная форма диалога [5, 8].

     Г.Ф. Голубева, В. В Спасенников воспринимают конфликт в качестве «формы межличностного общения, если межличностный конфликт понимать, как противоречие в непосредственном взаимодействии между людьми» [8].

     Е. М. Бабосов считает, что в основе деления конфликтов лежит два основных вопроса: что сталкивается, и каков характер этого столкновения [2].

      При решении первого вопроса важно учитывать общую методологическую ориентацию исследователя. Так, сторонники психодинамической концепции под конфликтом понимают единовременную актуализацию нескольких мотивов. Бихевиористы поясняют, что конфликт будет иметь место только в том случае, если есть какая-либо альтернатива. С позиции когнитивной психологии в конфликте происходит столкновение феноменов сознания. Но этим не исчерпывается всё многообразие психологических концепций, причем, что некоторым исследователям свойственно создание синтагматических конструкций, конкретные воплощения данных сочетаний чаще всего оказываются эклектическими, но сама идея представляется достаточно перспективной, поскольку объединяет в себе три столпа современной психологии – мотив, действие и образ.  

     Большую актуальность представляет  вопрос о характере отношений конфликтующих сторон, рассматривающий данную проблему со следующих сторон:

- относительно степени интенсивности сторон конфликта (чаще всего они равны);

- касается определением ориентированности относительно друг друга сторон конфликта. В большинстве своем авторы даже не считают нужным осуждать альтернативы обычной трактовке конфликтующих побуждений в качестве направленных противоположно. В свете данного убеждения К. Хорни предложила рассматривать невротический конфликт как результат столкновения противоположно направленных сил;

 - связан с содержанием отношений между тенденциями конфликтующих сторон. В данном случае Канатаев Ю. А. «различает два основных вида конфликтов – если тенденции внутренне противоположны     и если тенденции несовместимы по критерию условия и времени»

     Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, отдельные личности и технические системы.

     Также конфликт может пониматься как противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности.

     В последнее время растет количество работ, где конфликт рассматривается как  позитивное начало. Сегодня многие исследователи акцентируют внимание на конструктивной составляющей конфликта. В результате вырисовываются различные интересные задачи.

     Как правило, конфликты могут быть как позитивными, так и негативными. Отнесенность к тому или иному типу зависит от того, каким способом конфликт разрешается, а также самим ходом разрешения конфликта. Так, если участники конфликта выдвигают взвешенные аргументы и объективно реагируют на аргументы противника, то такой конфликт можно отнести к категории позитивных, поскольку в ходе такого конфликта обязательно будет найдено конструктивное решение конфликта. Поэтому такой способ разрешения конфликта и получил название конструктивного. В том случае, если в ходе конфликта подключаются отрицательные эмоции (гнев, раздражение, злость и т.д.), что влечет оскорбление противника, то данный конфликт чаще всего остается незавершенным и носит название деструктивного.

     Такие ученые, как Дж. Браун и Д. Кристенсен выделяют следующие виды конфликта:

 - соперничество, которое сопровождается открытой борьбой за свои интересы;

 - сотрудничество, которое направлено на поиск решения, которое удовлетворяло бы интересы сторон;

- компромисс-урегулирование противоречий посредством взаимных уступок;

- избегание, которое состоит в попытке выйти из конфликтной ситуации, не решая её, ничего не уступая, но в то же время и не настаивая на своём;

- приспособление, когда один из участников конфликта поступается своими интересами [2].

     В психологической науке впервые понятийная схема описания была разработана психологом Л.А. Петровской и состояла из четырех категориальных групп, которые характеризуют социально-психологический уровень конфликта: структуру конфликта; динамику; функции и типологию.

     В дальнейшем А.Я. Анцуповым схема анализа была расширена и включала уже семь групп понятий: сущность конфликта, его генезис, классификация, функции, структура, динамика, методы изучения конфликта. Затем им же была предложена система, включающая одиннадцать понятийно-категориальных групп описания конфликта, которые являются универсальными для изучения данной проблемы в рамках различных научных дисциплин [1]:

1. Сущность

2. Классификация

3. Структура

4. Функции

5. Генезис

6. Эволюция

7. Динамика

8. Системно-информационное описание

9. Предупреждение

10. Разрешение конфликта

11. Диагностика

12. Исследование.

     Поскольку конфликт представляет собой сложное социальное и психологическое явление, то успешность его изучения определяется качественными характеристиками методологии и теоретических основ исследования. Важной особенностью определения конфликта в отечественной литературе является его социологический характер. Российские   авторы рассматривают важнейшие признаки социальных конфликтов, которые существуют в многообразных формах противоборства между отдельной личностью и социальными общностями и  направлены на достижение определенных целей и задач.  Так, Л.Г. Здравомыслов определяет конфликт как основополагающую сторону взаимодействия людей в обществе, это такая форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

     Таким образом, в последнее время, как в отечественной, так и в зарубежной науке конфликты в управленческой деятельности изучаются с социально-психологических, психолого-педагогических и нравственно-этических позиций. Актуальные исследования данного феномена носят междисциплинарный характер.