В рамках модернизации системы образования России, в связи с динамичными изменениями, происходящими в нашей стране и в мире, субъекты образовательной среды испытывают на себе существенные физические и психологические нагрузки, что негативно сказывается на их здоровье, проявляясь нарушением когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности [7,8].
Эффективная адаптация во многом определяет мотивацию, направленность и характер учебной деятельности на разных ступенях обучения, психологический комфорт, моральную удовлетворенность собой и обучением в учебном учреждении.
Теоретико-методологической основой изучения данной проблемы послужили многочисленные философские, общенаучные (междисциплинарные) идеи адаптации; философско-социологическая специфика адаптационных процессов в обществе; социально-философские категории «взаимодействие личности и социальной среды», «социализации», «социальной адаптации», «образовательной среды» (Афанасьев В.Г., Берг А. Кремянского В.И., Левады Ю.А., Разумовского О.С., Фофанова В. П., Юдина Э.Г. и др.); характеристики социальной адаптации и социализации с философских, социологических, психологических и педагогических позиций исследования (Абульханова-Славская К.А., Андреенкова Н.В., Анцыферова Л.И., Асмолов А.Г., Батенин С.С., Москаленко А.Т., Мудрик А.В., Налчаджяна А.А., Парыгин Б.Д., Синцова Л.К., Соловьев А.С., Ядов В.П., Яхъяева Л.С. и др.) [1, 5, 6, 9 др.].
Исследования адаптации имеют длительную историю и ведут свое начало из естественных наук: биологии, физиологии, медицины. Значительно позже понятие адаптации было перенесено в социологию и психологию. Основоположниками разработки адаптационной проблематики принято считать Г. Селье (Н. Sеlye) , П.К. Анохина , P.M. Баевского , Ф.З. Меерсона, В.П. Казначеева, С.В. Казначеева , В.И.Медведева , А. А. Реана , А.Ж. Юревиц , М.С. Яницкого и других ученых.
Сам термин «адаптация» имеет давнее происхождение и относится к общенаучным междисциплинарным понятиям. Он происходит от позднелатинского «adaptatio» (приспособление) и в широком смысле понимается как «приспособление организма к изменяющимся условиям среды».
Факторами успешной адаптации выступают личностные особенности индивида. К личностным особенностям относят те внутренние особенности, которые кажутся более глубокими, глубинными, стабильные (долговременные) и влияющими на все другие особенности человека. Личностные особенности - это не только и не столько способности, темперамент, психологический характер и рисунок тела, сколько мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность [3, 9] .
В данной статье рассмотрим, какие личностные особенности студентов положительно влияют на их адаптацию к обучению в вузе.
На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме были установлены цель и задачи нашего исследования.
Целью исследования явилось изучение взаимосвязи личностных особенностей и успешности психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.
В исследовании приняли участие студенты 1 курса Брянского Государственного Университета им. И.Г. Петровского (Факультет педагогики и психологии) в количестве 20 человек. В соответствии с задачами исследования нами был подобран валидный и надежный диагностический инструментарий, который включал в себя следующие методики: Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда и Пятифакторный опросник личности Р. Маккрае и П. Коста.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить личностные особенности студентов (Экстраверсия – интроверсия, Привязанность – обособленность, Самоконтроль – импульсивность, Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость, Экспрессивность – практичность) и характеристики, относящиеся к социально-психологической адаптации.
С помощью методов математической статистики были выявлены статистически значимые взаимосвязи между личностными особенностями студентов и их уровнем адаптации.
Таблица 1
Прямые взаимосвязи, обнаруженные при статистической обработке данных
|
Экстраверсия - интроверсия |
Принятие других |
,545* |
,013 |
*Корреляция значима на уровне 0,05
Нами был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона, который позволил установить статистически значимую взаимосвязь между такими личностными характеристиками, как принятие других и экстраверсия (r=0,545, при p<0,05). Взаимосвязь является прямой, т.е., чем больше выраженность экстраверсии у испытуемого, тем больше характерно для него принятие других.
Из этого следует, что экстраверты больше склонны к принятию других. Это можно объяснить тем, что интерес и внимание экстравертов сфокусированы на других людях, они имеют широкий круг общения, легко образовывают связи и привязанности, стремятся иметь много друзей. Имея большое количество друзей, много общаясь с посторонними людьми в общественных местах, экстраверты лучше понимают людей и их поступки, это способствует развитию такой личностной особенности, как принятие других. Экстраверты способны терпеть суматоху и шум любого рода и даже находить в этом радость. Это, безусловно, положительно влияет на адаптацию в социуме.
Таблица 2
Обратные взаимосвязи, обнаруженные при статистической обработке данных
|
Эмоциональная неустойчивость-устойчивость |
|
Адаптация |
-,661** |
|
,001 |
||
Самопринятие |
-,566** |
|
,009 |
||
Принятие других |
-,521* |
|
,019 |
||
Эмоциональный комфорт |
-,692** |
|
,001 |
||
Интернальность |
-,552* |
|
,012 |
||
Доминирование |
-,605** |
|
,005 |
**Корреляция значима на уровне 0,01
*Корреляция значима на уровне 0,05
С помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона нами была обнаружена статистически значимая взаимосвязь между такими компонентами, как эмоциональная неустойчивость-устойчивость и адаптация (r= -0,661, при p<0,01). Взаимосвязь является обратной. Это значит, что, чем больше выраженность признака «Эмоциональная неустойчивость - устойчивость» у испытуемого, тем меньше у него уровень адаптации, и напротив, эмоционально неустойчивые люди хуже адаптируются в новой ситуации. Данная взаимосвязь может быть обусловлена стрессогенностью современного социума в целом, и сложным периодом вхождения студентов-первокурсников в новые условия обучения в частности. Умение управлять эмоциями помогает успешно адаптироваться к новой неожиданной ситуации.
Эмоциональная неуравновешенность, напротив, во многом мешает успешной адаптации. Отличительной чертой в поведении эмоционально неуравновешенных людей является отсутствие чувства ответственности, капризность, такие люди часто стремятся уклониться от реальности, что совсем не помогает в успешном разрешении проблем, возникших в новой ситуации. Эмоционально неуравновешенные люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями, они с тревогой ожидают неприятностей, а в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию. В состоянии депрессии люди отказываются от дальнейших попыток и, как правило, так и не решают возникших проблем. Такие люди хуже работают в стрессовых ситуациях, а они в современном мире пропитывают всю нашу обыденную жизнь. Таким образом, взаимосвязь этих двух факторов является вполне закономерной.
С помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона нами была обнаружена статистически значимая взаимосвязь между такими компонентами, как эмоциональная неустойчивость-устойчивость и самопринятие (r=0,566, при p<0,01). Была получена обратная взаимосвязь между этими компонентами, что значит, чем больше выраженность первого признака, тем меньше выраженность второго (эмоционально устойчивые люди более склонны к самопринятию).
Так как эмоционально устойчивые люди являются уверенными в своих силах, самодостаточными, эмоционально зрелыми, они принимают себя такими, какие они есть. Такие люди смело смотрят в лицо фактам и не поддаются случайным перепадам настроении, что обеспечивает им достаточно устойчивую самооценку, что впоследствии влияет на принятие себя самим человеком положительно. На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Это все в совокупности дает им возможность чувствовать себя уверенно в завтрашнем дне, им не нужно искать в себе какие-то изъяны, они довольны собой и полностью себя принимают.
Также с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона нами была обнаружена статистически значимая обратная взаимосвязь между такими компонентами, как эмоциональная неустойчивость-устойчивость и принятие других (r= -0,521, при p<0,05). Это означает, что к принятию других эмоционально устойчивые люди более склонны. Такие люди, умеющие управлять своими эмоциями, могут, не поддаваясь своим аффектам, спокойно выслушать другую точку зрения в спорах, понять и принять своего оппонента. Эмоционально устойчивые люди смотрят на жизнь серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, что дает им возможность хорошо понимать ситуацию и поступки людей, что в свою очередь также ведет к их принятию. Также такое, кажется, незначительное обстоятельство, как настроение тоже оказывает влияние на принятие других, и то, что эмоционально устойчивые люди чаще пребывают в хорошем расположении духа, позволяет им позитивно смотреть на вещи, принимать их. И просто хорошее настроение позволяет им больше общаться с другими людьми, набираться опыта в общении, что в конечном счете, тоже ведет к принятию.
В ходе проведенного исследования нами была обнаружена статистически значимая обратная взаимосвязь между такими личностными характеристиками, как эмоциональная неустойчивость-устойчивость и эмоциональный комфорт (r= -0,692, при p<0,01). Данные результаты могут указывать на то, что эмоционально устойчивым людям чувство эмоционального комфорта присуще в большей степени, чем эмоционально неустойчивым (чем меньше выраженность первого признака, тем больше выраженность второго).
Эмоциональная устойчивость - неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий, является важной составляющей социально-психологической адаптации. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях. Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке, и, как известно, чувство успеха в деятельности, ее эффективности приводит к состоянию уверенности, спокойствия, удобства, когда человек всем доволен, оптимистичен, открыто выражает свои чувства, свободен от страха и тревоги, то есть приводит к состоянию эмоционального комфорта.
С помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона нами была обнаружена статистически значимая взаимосвязь таких факторов, как эмоциональная неустойчивость- устойчивость и интернальность(r= -0,552, при p<0,05). Взаимосвязь является обратной, это значит, что чем выше показатели по первой шкале, тем ниже показатели по второй шкале (к интернальности больше склонны эмоционально устойчивые люди). Эмоционально устойчивые индивиды отличаются серьезным и реалистичным взглядом на мир, хорошим осознанием требований действительности, высокой приспосабливаемостью к жизненным условиям. Высокий уровень приспособления взаимосвязан с самоконтролем, важной составляющей которого является такая характеристика личности, как интернальность.
С помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона нами была обнаружена статистически значимая взаимосвязь таких компонентов, как эмоциональная неустойчивость - устойчивость и стремление к доминированию (r= -0,605, при p<0,01). Взаимосвязь является обратной, т.е., чем больше первый фактор, тем меньше второй. Следовательно, эмоционально устойчивые люди более склонны к доминированию, чем люди эмоционально неустойчивые. Лица эмоционально устойчивые, как правило, уверенные в своих силах, эмоционально зрелые, самодостаточные, постоянные в своих планах - лица с прекрасным набором качеств, важных для лидера. Хорошее осознание требований действительности также подталкивает человека занять доминирующую позицию, ведь он осознает, что он дальновиднее многих других людей. Эмоционально неустойчивые люди, в свою очередь, избегают ответственности, уклоняются от реальности, чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями.
Таким образом, с помощью методов математической статистики нами были установлены значимые взаимосвязи между личностными особенностями и адаптацией к обучению в вузе у студентов первого курса.
В ходе проведенного исследования нами были выявлены личностные характеристики, влияющие на успешность адаптации, такие как: экстраверсия и эмоциональная устойчивость. Экстраверсия является врожденной чертой, которая на протяжении жизни меняется незначительно, Эмоциональная устойчивость, напротив, может подвергаться коррекции с помощью волевых усилий индивида и является необходимой предпосылкой адаптации студентов не только к обучению в вузе, но другим трудным жизненным ситуациям [2,4].