Подготовка высококвалифицированных специалистов является актуальной проблемой любого развитого общества. Социальные запросы актуализировали требования к педагогам нового поколения. Основными личностными особенностями, на сегодняшний день, педагога выступают: готовность и способность к самосовершенствованию и постоянному развитию [1].
В свою очередь, педагогическое сообщество до настоящего времени переживало культурный и духовный кризис. Роль педагогической деятельности была незаконно принижена, что незамедлительно дало свои результаты: низкое качество образования, утрата традиционных ценностей, низкие конкурсы в педагогические образовательные учреждения [2].
Несмотря на глобальные изменения информационного пространства, постоянное совершенствование образовательных технологий, использование инновационных методов и средств, интерактивных образовательных ресурсов, ведущая роль в содействии развитию личности по-прежнему принадлежит педагогу. Именно он, как личность и профессионал, обеспечивает вхождение в мир культуры, социальных отношений, приобщает к будущей профессиональной деятельности [3].
К профессионально-педагогическим способностям Козыбай К.А. относит: а) коммуникативность, включающая расположенность к людям; б) доброжелательность, общительность; в) перцептивные способности: профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция; г) динамизм личности - способность к волевому воздействию и логическому убеждению; д) эмоциональная устойчивость- способность владеть собой; е) оптимистическое прогнозирование; ж) креативность - способность к творчеству [5].
Коммуникативная особенность профессиональной деятельности педагога определена в двух направлениях. Первое направление отражает специфику предметной деятельности, её содержание и выражается увлечённостью предметом, который он преподаёт. Второе направление определено потребностью в общении со студентами, передачи жизненного опыта и ценностей [10].
Реализация данных особенностей коммуникативной деятельности невозможна без знаний преподаваемого предмета, методики, педагогики и психологии. Важной особенностью профессионального знания является его компетентность, что требует способности преподавателя синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза - решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способа взаимодействия на основании познанных законом формирования личности.
Так, А.М. Новиков в своей работе пишет: «Компетентность подразумевает, помимо технической подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться. Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления. Это- умение диалога и коммуникабельность, сотрудничество и т.д. Над собственно профессиональной – технологической подготовкой вырастает огромная непрофессиональная надстройка требований к специалисту» [6].
Период профессиональной подготовки, вхождение человека в профессиональную деятельность обусловлены развитием и формированием профессионального менталитета, который формируется с помощью коммуникативных способностей педагога [4].
Б.А. Грушин данное явление объяснял изменениями в структуре сознания через передачу информации и общение [11].
Данные аспекты связаны с процессом движения от личности педагога к профессии студента с помощью коммуникативной деятельности. Р. Загайнов описал движение от «личности к профессии», когда происходит создание профессиональной модели на базе личностных особенностей [7].
Вопрос движения от личности педагога к профессии студента, по средствам коммуникативных способностей педагога, заслуживает особого внимания, так как реализуется формирование профессионального мышления и сознания, анализ предметной индивидуальной информированности и трансформации мотивов выбора деятельности, генезис профессионального статуса и социального имиджа.
По мнению Толстошеиной Н.В., педагог как субъект такой профессиональной деятельности проявляется в работе[11]:
- деятельностном взаимодействии. Оно направлено на действие и деятельность, обладает элементами адаптивности, научения, передачи опыта, сотрудничества, сопричастности к целям, смыслу, итогу деятельности.
- коммуникативном взаимодействии, направленном на межличностные взаимодействия, отношения человек-группа или человек-человек в рамках группы, создающем специфичную ментальную атмосферу единения, удовлетворения общением, эмпатичности, речемыслительного созвучия, вербального и невербального стереотипизирования.
- импрессивно-перцептивном взаимодействии. Его сущность сводиться к ментальному восприятию, обладающему значимостью, априорно признающему значимым любого другого, как носителя той же профессиональной ментальности, без учёта индивидуальности носителя, с абсолютизацией ментальных черт по обобщённому признаку;
- интеллектуальном взаимодействии, выражающемся в единстве знания, круга профессиональных интересов, актуализации проблем, отношении к информации, групповом интеллектуальном поиске и поднастройке друг к другу через специфичную знаковую систему.
- поведенческом взаимодействии, направленном на поддержание атрибутивных признаков профессионального сообщества: манера поведения, стиль одежды, круг общения, организация досуга, отношение к другому сообществу.
Коммуникативная компетентность педагога многомерное явление. Она отражает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений и межличностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность позволяет ориентироваться в любой ситуации, адекватно её оценивать, принимать верные решения и достигать поставленных целей.
В коммуникативной компетентности выделяют житейский и профессиональный вид [8].
В основе житейской коммуникативной компетентности педагога лежат бытовые картины мира, стереотипы, многолетние наблюдения, знания в той или иной области и народный опыт.
Профессиональная коммуникативная компетентность педагога складывается из научной картины мира, знаний в области общения и предметных знаний.
Профессиональная коммуникативная компетентность опирается на глубокие познания в следующих областях [1, 4, 10 и др.]:
- делового общения (как установить контакт, как вести переговоры);
- закономерности восприятия и познания людьми друг друга на основе внешности, поведенческой симптоматики, визуальной диагностики;
- психического воздействия.
В целом коммуникативная компетентность определяется такими факторами как:
- индивидуальными особенностями;
- психическим состоянием;
- эффективностью социализации;
- влиянием культурных различий;
- психологической подготовкой.
Профессиональная коммуникативная компетентность сегодня педагога имеет ряд особенностей и связано это в первую очередь с появлением коммуникативных технологий.
Технологии вообще, и коммуникационные технологии в том числе, являются "продолжением" и "расширением" человеческих органов и психики. И если за отправную точку взять положение Н. Лумана, что культура развивается благодаря изменениям в технике коммуникации в новых условиях или идею М. Маклюэна, что технологии коммуникации выступают в истории в качестве решающего фактора формирования социальных систем, то кардинальные изменения в педагогическом обществе лучше всего прослеживать в измени культуры общения.
Мир электронного общения, как специфический объект специального научного исследования, имеет недолгую и одновременно яркую историю. В качестве представителей данного направления можно назвать имена Н.Лумана, М. Кастельса, М. Маклюэна, Дж. Семпси, А. Турена, Ю.Хабермаса, У. Эко и многих других современных исследователей [9].
Обобщая и интерпретируя результаты известных исследований, можно выделить несколько характерных особенностей в общении педагогов на сегодняшний день, возникающих в результате "виртуального" типа общения человека непосредственно с машиной и диалога "человек-ЭВМ", который А.В. Соколов определяет как главного отличия электронной коммуникации от устной или документальной. В таком общении главными становятся следующие особенности коммуникативной деятельности: креативность, мозаичность, глобальность.
Исследователи отмечают что "я" уже не выступает как смыслорегулирующая структура, так как социально значимой является лишь инсценировка собственной индивидуальности через различные самопрезентации. Виртуальное общение - классический пример проявления такого процесса. Результат виртуального общения неизбежно вытекает в реальную жизнь и общение в виде креактивности.
Развитие информационных технологий характеризуется в первую очередь очень быстрыми темпами, что требует от преподавателя постоянного переключения на различные банки данных. В результате этого обновляемые знания не выстраиваются в иерархическую форму, а конфигурируются в горизонте множественного (мозаичности) [9,10].
Основной чертой в общении преподавателя сегодня на наш взгляд является глобальность. Расширение пространства, в котором происходят различные виды педагогического общения, устанавливает множество взаимосвязей между различными каналами информации. Результатом данной особенности является постоянное развитие как самого преподавателя (при условии осознания глобальности), так и образовательной среды в целом (связи между университетами, средними специальными образовательными учреждениями).
Таким образом, педагог как субъект коммуникативной профессиональной деятельности реализует высокий уровень коммуникативной культуры, в условиях глобального изменения информационного пространства и совершенствования образовательных технологий, достаточный для эффективного взаимодействия с субъектами педагогического процесса и получения высоких результатов.