Полный текст статьи
Печать

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается необходимость соответствовать требованиям современного общества, которому нужны личности, характеризующиеся активностью, мобильностью, способные видеть в получаемой информации многообразие существующих в ней связей, умеющие ставить перед собой цели, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. В связи с этим все более востребованной в обучении становится исследовательская деятельность обучающихся, в том числе и младших школьников.

Начальная ступень образования закладывает основу учебной деятельности ребёнка — мотивацию учебной и познавательной деятельности, способность ставить учебные цели, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать собственную деятельность. Одним из методов организации такого образовательного процесса является исследовательский метод. В его основе лежит одна из постоянных потребностей человека в новой информации, изменяющихся впечатлениях, в новых результатах деятельности. В результате его применения у младших школьников развивается способность к организации собственной самостоятельной учебной деятельности. У детей формируется учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу и способам решения предлагаемой задачи. Ребенок учится находить необходимую для выполнения учебных заданий информацию с помощью различных доступных источников, строить логические рассуждения с установлением различных причинно-следственных взаимосвязей и взаимозависимостей.

С. А. Сметанина  отмечает, что «исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучение школьных предметов. Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в  самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться, как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств» [3].

Основным средством осуществления исследовательской работы на уроке являются исследовательские вопросы и задания.

Исследовательские задания обязательно содержат проблему, а для ее решения необходимо проведение анализа имеющейся информации, применение методов научного исследования, с помощью которых младшие школьники получают новое для них знание.

Исследовательские задания могут быть различными: с возможным быстрым решением в классе и дома, задания на целый урок, домашние задания на определенный срок. В большинстве случаев, исследовательское задание представляет собой поисковую задачу, решение которой требует поэтапного прохождения процесса исследования. В процессе целостного решения подобных заданий и осуществляются функции исследовательского метода.

Таким образом, использование исследовательского метода в практике обучения в начальной школе имеет важное значение. С его помощью активизируется поисковая направленность учащихся, развитие их творческих способностей, идет сбор разнообразных представлений об окружающем мире, накопление фактических знаний, наблюдений, которые помогают обучающимся в дальнейшем для осознания, обогащения и раскрытия причин и взаимосвязей между предметами и явлениями. Младшие школьники овладевают практическими умениями и навыками, выявляют характер и особенности различных объектов окружающей среды, выделяют их существенные признакам и свойствам в ходе реализации на уроках исследовательского метода.

Отмечается, что организация исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. В этот период идет обогащение исследовательского опыта детей, расширение имеющихся представлений и поддержка исследовательской активности обучающихся. Основное внимание уделяется развитию у младших школьников умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, сравнивать и сопоставлять полученную информацию. Дети получают первоначальные представления о деятельности исследователя.

На уроках в данный период используются коллективный учебный диалог, рассматривание и сравнение предметов, создание моделей из различных материалов, коллективное моделирование, постановка проблемных ситуаций, чтение с установкой на извлечение необходимой информации в соответствии с поставленным вопросом, составление схем, таблиц.

Второй этап - второй класс начальной школы – предполагает приобретение новых знаний об особенностях деятельности исследователя, развитие умений выбирать тему исследования, анализировать информацию, сравнивать объекты окружающей действительности, формулировать полученные выводы, оформлять результаты работы, активизацию инициативности и самостоятельности младших школьников.

На данном этапе активно используются: учебная дискуссия, отбор материала по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования, составление моделей и схем, мини-доклады. Расширяются выполняемые детьми действия при решении исследовательских заданий, усложняется индивидуальная самостоятельная деятельность обучающихся при минимально-необходимом руководстве учителя. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно осуществляться с учетом индивидуального исследовательского опыта детей и их интересов.

Третий этап организации исследовательской деятельности соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. Основное внимание продолжает уделяться обогащению исследовательского опыта детей через дальнейшее накопление представлений об особенностях исследовательской деятельности, ее средствах и способах, развитию исследовательских умений обучающихся. Младшие школьники начинают осознавать логику проведения исследования. Предлагаемые детям исследовательские задания продолжают усложняться, младшие школьники самостоятельно ставят перед собой исследовательские задачи и решают их. Детские рассуждения, обобщения и выводы отличаются развернутостью и осознанностью. На уроках в данный период имеют место мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, проведение эксперимента и др.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения модель выпускника начальной школы включает такие характеристики, как «любознательный, активный и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности».

Таким образом, формирование у детей исследовательской установки по отношению к жизни и развитие у них исследовательских умений является одной из важных задачей современной школы. Соответственно, актуален вопрос о том, какой должна быть образовательная среда, чтобы развивать у младших школьников исследовательскую позицию в отношении окружающей действительности.

Проблему становления исследовательского отношения к окружающему миру и развитие у младших школьников исследовательских умений помогают решить уроки литературного чтения. Представим фрагмент урока литературного чтения, который отвечает поставленной задаче.

Тема: В.П. Астафьев «Копалуха» (предполагается, что дети на предыдущем уроке знакомились с рассказом М. М. Пришвина «Ребята и утята», но не изучали стихотворение Саши Черного «Что ты тискаешь утёнка»).

1.Мотивация

На доске размещены карточки с названиями литературных произведений и именами их авторов.

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

В.П. Астафьев «Копалуха»

М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Учитель: Ребята, что может объединять эти произведения? Почему они все оказались в одной группе?

Дети высказывают свои предположения. Когда будет высказано предположение о том, что в этих произведениях одинаковая основная мысль, учитель спрашивает: «А какая основная мысль может объединять эти произведения?».

Дети высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на бумажных облачках и прикрепляет на доску, например:

а) может быть, во всех этих произведениях говорится о бережном отношении к живой природе,

б) наверное, писатели призывают людей быть внимательными по отношению к братьям нашим меньшим,

в) возможно, поэты и писатели доказывают своими произведениями такую мысль: человек сильный и мудрый, и поэтому обязан беречь и защищать мир природы,

г) может быть, писатели говорят о том, что все должны заботиться о своём потомстве, и т.д.

Учитель: У вас появились хорошие предположения, они разные, поэтому наш вопрос остаётся пока что открытым: действительно ли эти произведения объединяет общность основной идеи и в чём она заключается?

Учитель вместе с детьми формулирует цель исследования: определить основную идею этих произведений и проверить выдвинутые предположения.

Дети под руководством учителя намечают план предстоящей работы:

-      прочитать рассказ В. П. Астафьева «Копалуха», выделить основную идею, мысль, сравнить с идеей рассказа М. М. Пришвина;

-      прочитать стихотворение С. Чёрного (дома), выделить основную мысль;

-      сравнить основную мысль всех произведений,

-      сделать заключение и ответить на исследовательский вопрос.

2.Исследование.

Перед чтением рассказа В. П. Астафьева «Копалуха» целесообразно провести словарную работу, обсудив с детьми значение некоторых слов, например, копалуха, копалёнок, валежник, просека, пастьба, тайга, космы, покоробленный.

После завершения словарной работы осуществляется чтение текста рассказа «Копалуха» В. П. Астафьева.

3.Обмен информацией.

На этом этапе необходимо провести анализ произведения по вопросам: Где и как обнаружили гнездо копалухи ребята? Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? А что копалуха? Каким было её поведение? Какие строки говорят о самоотверженной любви копалухи к птенцам? Кто из ребят думает о птицах, о живой природе, а кто беспечен? Как закончилась встреча мальчиков с копалухой? А как повлияет этот случай на мальчиков?

4.Формулирование обобщения.

Подводится итог обсуждения.

Учитель. К какой идее мы пришли? Итак, как вы думаете, какова основная мысль произведения?

Основная мысль рассказа записывается на доске или на отдельной карточке: человек не должен относиться к миру природы беспечно, не задумываясь о последствиях. (Человек должен ответственно и бережно относиться к миру природы).

5.Подведение итогов, рефлексия.

Учитель. Можете ли вы теперь ответить, что объединяет рассказ М.М. Пришвина и В.П. Астафьева? (Выслушать детей, сформулировать общую идею). А как же стихотворение Саши Черного?

Дети. Мы его еще не читали.

Подчеркнуть, что на этом уроке детям еще не удалось полностью ответить на исследовательский вопрос и проверить выдвинутые предположения, так как необходимо прочитать и выделить идею стихотворения Саши Черного.

Таким образом, на уроках с использованием исследовательского метода важно обеспечить условия для выдвижения детьми и формулирование ими разных гипотез о неизвестном, в качестве которого может выступать то или иное явление окружающей действительности. Самым первым этапом урока с использованием исследовательского метода является этап мотивации, сущность которого заключается в создании проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение у детей вопросов и гипотез в отношении неизвестного, которое должно быть раскрыто в результате дальнейшего активного поиска.

Систематическое использование исследовательского метода на уроках литературного чтения поможет детям научиться работать с информацией и будет способствовать развитию у младших школьников исследовательских умений.