Полный текст статьи
Печать

В современном российском обществе, которое находится на этапе различных изменений, необходимым условием стала модернизация образования, способствующая улучшению качества обучения в начальном общем образовании. Важную роль на данной ступени обучения играет повышение самостоятельности младшего школьника. В настоящее время усиливается внимание учителей к использованию на практике продуктивных методов обучения. Таким методом становится метод проектов.

Под проектом мы будем понимать замысел, идею, воплощенную в форму описания, обоснования, раскрывающие суть замысла и вероятность его практического осуществления [2, с. 165]. В своем исследовании мы опираемся на определение К.М. Кантора, который определяет проект как «проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Отмечается также, что проект, как специфическая форма сознания, конструирует всякий трудовой процесс.

Проектная деятельность реализуется в урочной и во внеурочной деятельности обучающихся. При организации проектной деятельности в образовательном процессе происходит расширение мировоззрения младших школьников, вырабатывается умение работать с информацией, развиваются творческие способности [4, с. 25].

Р.В.Ищенко отмечает «Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс  обучения систематичности и снижает уровень обучения… Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение» [2].

В ходе использования метода проектов необходимо привлекать учащихся к самостоятельной деятельности – индивидуальной, парной, групповой, на которую младшим школьникам отводится определенный отрезок времени и всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Под решением проблемы понимается, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость использования межпредметных связей и знаний из различных областей науки, техники, искусства.

Учебный проект – это такая организационная форма работы, которая, в отличие от занятия или учебного мероприятия, направлена на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В начальной школе под учебными проектами понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Реализация метода проектов осуществляется в несколько этапов:

1.Постановка проблемы, требующей решение (определение темы, выдвижение гипотез путей решения проблемы, планирование деятельности);

2.Изготовление практически значимого или культурного продукта (сбор и структурирование информации, изготовление и оформление продукта);

3.Презентация продукта (выбор формы и подготовка презентации, презентация, самооценка и самоанализ) [3, с. 35].

Основу метода проектов составляет развитие исследовательских умений младших школьников: формулировать гипотезу, самостоятельно находить информацию, определять степень значимости данной информации, применять данную информацию, договариваться и приходить к совместному решению.

Предмет «Литературное чтение» обладает высоким потенциалом в развитии исследовательских умений с помощью использования метода проектов.

Возьмем, к примеру, такое простое, на первый взгляд умение, как формулирование гипотезы. В самом деле, первые детские гипотезы или ростки гипотетического мышления мы встречаем уже в дошкольном возрасте. По мере же развития речи и интеллектуальных операций (6-9 лет) исследовательская активность ребенка проявляется уже не только в форме самостоятельной постановки вопросов по отношению к новому и неизвестному, но и в формулировании оригинальных мыслительных задач, собственных гипотез для объяснения природных и социальных явлений. Для иллюстрации воспользуемся примером из урока литературного чтения, предложенного Н.И. Авдеевой (тема «Эзоп «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лисица и виноград»).

Для создания проблемной ситуации на уроке учитель показывает детям портреты Эзопа и Крылова, а также иллюстрацию к басне «Лисица и виноград». Вместе с учителем дети выясняют, что за люди изображены на портретах, и делают соответствующие подписи под ними с указанием времени их жизни. Предполагается, что дети в той или иной мере уже знакомы с творчеством И.А. Крылова, в то время как каких-либо систематических знаний об Эзопе они не имеют. Это позволяет предполагать возникновение у детей проблемной ситуации при постановке учителем вопроса о том, почему портреты этих людей помещены рядом. Какая связь может быть между Эзопом и Крыловым, несмотря на то, что они жили совершенно в разное время?

Учитель поощряет детей к высказыванию своих предположений, дает положительную оценку каждому и по ходу выдвижения гипотез кратко фиксирует их на бумажных облачках, размещая записи на доске. Например, дети могут высказать такие предположения:

-может быть, Крылов переводил басни Эзопа;

-может быть, оба трудились над созданием одной басни;

-может Эзоп иллюстрировал басни Крылова;

-может, Крылов переработал басню Эзопа и т.п.

На этом примере хорошо видно, как в такой ситуации возникает эффект мозгового штурма, когда выдвижение одной гипотезы стимулирует возникновение другой. Благодаря этому достигается высокий уровень активности детей, многие из которых формулируют свои предположения вслух, во внешней речи.

Обратим внимание еще на один пример формирования умения договариваться и приходить к совместному решению.

Так, на уроке литературного чтения, разработанном Е.В. Климановой (тема: «Жизнь и творчество А.П. Чехова и Д.Н. Мамина-Сибиряка. Рассказ А.П. Чехова «Ванька» и рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»), детям предлагается дома придумать продолжение историй о том, как могла сложиться жизнь героев в будущем: Ваньки из рассказа А.П. Чехова «Ванька», Прошки и Володи из произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».

На уроке эти истории становятся для детей своеобразным материалом для проверки выдвинутых ими гипотез о том, что (или кто) может повлиять на дальнейшую жизнь человека (героя). Для этого детям предлагается собраться в разные группы (в зависимости от того, о каком герое придумали историю) и представить свои истории друг другу. При этом учитель вместе с детьми обсуждает вопрос о том, как лучше построить работу в группе, и определяет план исследования:

1) выслушать историю;

2) выделить причину, что (кто) повлияло (повлиял) на дальнейшую жизнь героя;

3) сравнить выделенную причину с гипотезой, записанной на доске;

4) выбрать одну-две понравившиеся истории и представить их классу.

Важно отметить, что при применении проектного метода в преподавании мы действительно можем планомерно формировать исследовательские умения у младших школьников.

В качестве примеров проектной деятельности по литературному чтению выделены: подготовка и проведение выставки, составление рассказов и оформление в виде сборника, подготовка реальной или виртуальной экскурсии.

Рассмотрим, какие виды проектов могут использоваться на уроках литературного чтения в начальной школе.

1.Подготовка и проведение экскурсии по виртуальной выставке.     

Можно организовать виртуальные выставки на определенную тему, по определенной проблеме.

Проектная деятельность предполагает, что тема выставки рождается в совместном обсуждении с детьми. Определяется конкретное задание, объясняется, где и как искать материал для выставки. Желательно, чтобы небольшие экскурсии проводили заранее подготовленные ученики.

Каждому экспонату выставки готовится карточка с указанием автора, названием, именем ученика, который представил данный экспонат на выставку. Например, при изучении темы «Описание осени в стихотворениях русских поэтов» можно организовать виртуальную выставку, на которой будут представлены репродукции картин русских художников об осени (Ф. Васильев «Болото», И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Золотая осень», И. Левитан «Осень. Усадьба» и т.д.).

2. Составление рассказов и оформление в виде сборника.

Для работы можно предложить составить рассказ о профессии мамы или папы под названием «Горжусь трудом моих родных». Учащимся предлагается сделать иллюстрации к своим рассказам и оформить в виде сборника. По завершении работы можно организовать книжную выставку.

3. Создание мультфильма.

Классу дается задание создать мультфильм. При работе над созданием мультфильма можно выделить следующие этапы:

- выбор картинок (учитель показывает рисунки всех учеников, школьники выбирают картинки, их последовательность;

- выбор музыки, определение места музыки в фильме;

- определение режима движения кадров;

- текст за кадром (Интонирование каждого стиха, определение сильных и слабых позиций, длины пауз, определение тембра и силы голоса).

Продемонстрируем, как можно реализовать проект в начальной школе.

Тема проекта: «Дерево любимое России»

Цель: развитие представлений у учащихся о таких понятиях, как Родина, Отечество, история страны.

Задачи: познакомить с произведениями о значимых для страны событиях; стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; развивать умение работать с литературными источниками, творческие способности, речь учащихся.

Предполагаемый продукт: создание книги «Все о березе».

Ход осуществления проекта.

Этапы I, II. Выбор темы. Сбор сведений. Предпроектная деятельность представляет собой знакомство с поэтическими произведениями о березе. Создание первого раздела книги «Береза в поэзии».

Этапы III, IV. В ходе выбора проекта было решено оформить выставку. Содержание выставки: рисунки учащихся, фотографии, аппликации из разнообразных материалов, поделки из березы и бересты.

Этап V. Защита проекта проходила в форме конкурса чтецов и конкурса поделок. Жюри, состоящее из учителя и учеников, оценивало каждого чтеца и его экспонат для выставки.

Этап VI. Самооценка результатов и собственной деятельности.

Тема проекта: «Сказки о лисе и волке в творчестве народов мира»

Цель: приобщить детей к устному народному творчеству посредством сказок народов мира.

Задачи: познакомить с произведениями устного народного творчества народов мира; стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; развивать умение работать с литературными источниками, творческие способности, речь учащихся.

Предполагаемый продукт: создание книги «Сказки о лисе и волке в творчестве народов мира».

Ход осуществления проекта.

Этапы I, II. Выбор темы. Сбор сведений. Предпроектная деятельность представляет собой знакомство со сказками о лисе и волке в устном народном творчестве народов мира. Создание книги «Сказки о лисе и волке в творчестве народов мира».

Этапы III, IV. В ходе выбора проекта было решено прочитать одну из сказок и подготовить для издания книжку сказок, в которых главные персонажи – волк и лиса.

Этап V. Защита проекта - в форме книжной выставки.

Этап VI. Самооценка результатов и собственной деятельности.

Таким образом, младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.